Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
Эрнест Ванжура. Биографические сведенияМ. П. Пряшникова Имя автора симфоний барона Эрнеста Ванжуры известно исследователям русской музыки ХVIII в., однако мы не располагаем достаточно обширными и точными сведениями о его жизни и деятельности, хотя он неоднократно упоминается в целом ряде трудов по истории русской музыкальной и театральной культуры конца XVIII в. Н. Финдейзен посвятил ему обширную статью в «Русском биографическом словаре»,[ Русский биографический словарь, т. 4. (Вавила — Веселовский). Не изд.] систематизировав основные источники к его биографии. Барон Эрнест Ванжура родился в Богемии, в городе Вамберге, в середине XVIII в. Данные, подтверждающие его баронское происхождение, не приводятся никем из его биографов. Разночтения в написании названия города, где он родился, существующие в разных источниках, сведены к форме, принятой на картах конца XVIII в. Б. Л. Вольман считает датой его рождения 1750 г., однако не сообщает источника этих сведений. Примечание от редакции сайта. В русской истории и литературе устоялось написание имени композитора как Эрнест Ванжура. Так он называл себя здесь, в России, так о нём писали современники. По чешски имя пишется как Arnost Vancura (Арношт Ванчура), по-немецки - Ernst von Wanczura, (Эрнст фон Ванжура) В русскую википедию Ванжура попал как Ванчура, что может сбивать с толку. До своего приезда в Россию Ванжура служил в австрийской армии и уже в те годы занимался сочинением музыки, был автором нескольких танцев, пользовавшихся популярностью (Эйтнер) . В начале 80-х годов он отправился в Россию, где и прожил до конца своей жизни. Нам ничего не известно о том, в каком качестве Ванжура впервые появился в Петербурге, но уже в 1783 г. он участвовал в перестройке Большого Каменного театра. Как сообщает Финдейзен, в конце 1783 г. он предложил проект организации театрального пансиона при Московском Воспитательном доме и план создания на его основе общедоступного театра с разнообразным по жанрам репертуаром B разноязычными труппами. Проект был утвержден, а Ванжура, назначенный директором Воспитательного дома, в ноябре 1783 г. переехал в Москву. За год работы он сумел сформировать при Воспитательном доме театральную труппу, в основном из бывших актеров Частной антрепризы Книппера в Петербурге, которая была к этому времени распущена. Конкуренция со стороны новой труппы очень беспокоила М. Маддокса, имевшего привилегию на театральные спектакли в Москве. К началу 1785 г. Маддоксу удалось добиться отмены этого решения, и созданная труппа вместе с их учителями, весь театральный гардероб, здание театра в главном корпусе Воспитательного дома перешли к нему.[ См. об этом: Материалы для полной п сравнительной статистики Москвы, ч. 1. М., 1841; О. Чаянова. Театр Маддокса в Москве. М., 1927.] После этого Э. Ванжура уехал в Петербург и до 1797 г. служил в Дирекции императорских театров. Он занимался устройством придворных спектаклей и концертов, их репертуаром, распределял заказы на издание нот для придворных спектаклей. По свидетельству П. Арапова, в 1791 г. Ванжура занимал пост заместителя («поддиректора») Н. Б. Юcyпова, которого Екатерина II назначила и это время главным директором императорских театров. [П. Арапов. Летопись русского театра. СПб., 1861, с. 103.] Деятельность Ванжуры при дворе не была только административной. Он участвовал в придворных камерных концертах — так называемых «малых эрмитажax», выступал в качестве клавесиниста в квартете с Тицем (скрипка), Дельфина (виолончель) и Кордоне (арфа), а также в дуэте с Тицем. Как сообщает Финдейзен, Ванжура, как и Ф. Тиц, сочинял музыку для камерных ансамблей «малых эрмитажей». По-видимому, его произведения пользовались успехом, так как ему было поручено писать музыку к опере на либретто Екатерины II «Храбрый и смелый витязь Ахридеич», которая была поставлена в Эрмитажном театре в 1787 г., и в публичных театрах Петербурга и Москвы — соответственно в 1789 и начале 1800 г. Имя Ванжуры неоднократно упоминается в дневниках Храповицкого, что так же свидетельствует о его близости ко двору и о покровительстве, оказываемом ему императрицей. [А. В. Храповицкий. Дневник. СПб., 1874.] В сентябре 1785 г. Ванжура дал объявление в «CIIб. ведомостях» о подписке на музыкальный журнал ( Journal de musique pour le clavecin ou pianoforte, dedie uux dames par В. W., amateur) . Выпустив только один номер, Ванжура продолжил издание в 1790 г., а последние обнаруженные объявления о выходе нескольких его номеров появились уже в 1794 г. Как отмечают исследователи, Ванжура печатал в журнале почти исключительно свои произведения. Список их, приведенный в объявлении о подписке, достаточно об ширен. Он включает, помимо произведений мелких форм (французских песен и танцевальной музыки), также 6 увертюр, 2 российские симфонии, 12 арий из опер, балетные номера. План издания был награвирован на титульном листе номера журнала, вышедшего в 1785 г., и, следовательно, все эти произведения были сочинены уже к 1785 г. По свидетельству Н. Финдейзена, видевшего первый номер журнала (впоследствии утерянный), общий уровень этих сочинений был дилетантским, однако сам факт написания такого количества крупных произведений говорит об активном интересе Ванжуры к этой области деятельности. Особое внимание привлекает напечатанная в октябрьском номере журнала уже упоминавшаяся нами «Русская симфония на украинские песни». Она помещена первой в издании 1798 г., обнаруженном сейчас в ГБЛ. В журнале она опубликована в клавирном переложении. До сих пор исследователи лишь предполагали, что эта симфония сочинена Э. Ванжурой (в журнале имя автора не указано) . Обнаруженное издание, имеющее имя автора на титульном листе, позволяет утверждать это с полной уверенностью. После смерти Екатерины II влияние Ванжуры при дворе упало. В отличие, например, от Сарти, который при Павле сохранил свое положение, Ванжура в 1797 г. получил предложение уйти в отставку с назначением ему пенсии. В 1798 г., как уже говорилось, он предпринял издание своих шести симфоний не в клавирном переложении, как раньше, а в виде оркестровых голосов. Первая половина этого издания, включающая три симфонии, хранится в ГБЛ. О судьбе второй части пока ничего не известно; можно предположить, что она так и не вышла из печати, поскольку до сих пор не было обнаружено ни одного объявления о ее поступлении в продажу. В определении даты смерти Ванжуры справочники также не единодушны: Эйтнер,[ B. Eitner. Biographisch-bibliographisches QueI-len-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten chrisIIicher Zeitrechnung bis Mitte des neunzehnten Jahrhunderts. Bd. Х. Graz, 1959 — 1960, S. 180.] Длабач и Вольман указывают, что он умер в Москве в 1801 г., у Финдейзена дата его смерти — 1802 г., а место —,Петербург. Последние сведения перекочевали в ряд справочников, а затем в энциклопедию Брокгаузена и Эфрона, и в большинстве современных биографий 1802 год приводится как год смерти Эрнеста Ванжуры. Следующая страница: Народные песни в музыке Эрнеста Ванжуры
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |