ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Церковное песнопение

Вместе с христианством пришло на Русь и церковное песнопение. В одной из летописей упоминается о «дворе деместиков», устроенном в Киеве за построенной Владимиром Десятинной церковью. Так древние славяне, очевидно, произносили греческое слово «доместик» — руководитель церковного хора, или, как его еще называют, регент.

Число храмов росло, и на заезжих певцов надеяться было нельзя. Уже в конце Х в. в школах, готовивших духовенство, обязательным предметом было пение. А в середине ХП в., видимо, настолько увеличилось число людей, умеющих петь церковные гимны, что один из Соборов принял даже решение — допускать к пению на клиросе только специально обученных людей, получивших соответствующее посвящение.

В различных частях Руси, в разных княжествах существовали свои певческие школы. Наиболее известной была Новгородская школа, ставшая ведущим центром русского церковного пения. Новгородские певцы и распевщики пели во многих храмах других княжеств, развивая общерусскую песенную традицию.

Как говорит историк В. Ключевский, Москва «церковной столицей Руси стала задолго прежде, чем сделалась столицей политической». С тех пор как из Владимира была перенесена в Москву столица митрополии и начали строиться многие храмы, сюда переместилась и школа певческого мастерства.

В храме

В Москве в начале XVI в. был создан первый придворный хор, состоявший из лучших мастеров певческого искусства. Певцы именовались государственными певческими дьяками. Они состояли в личном штате царя, участвовали в царских богослужениях, пели на приемах и даже сопровождали государя в походах и парадных выездах. Во времена Ивана Грозного прославились крупнейшие мастера этого хора, такие, как Федор Христианин и Иван Нос, создавшие свои собственные певческие школы. А сам Иван Грозный написал несколько произведений для церковного хора, которые исполняются и поныне.

В середине XVI в. священникам, диаконам и дьячкам предписано было брать детей всяких сословий для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению псалтирному». В школах выучивали основной певческий репертуар, умели читать «по крюкам» — своеобразной нотной записи. Со временем «крюки» сменились современными нотами. А церковный хор как был, так и остался отличной школой для одаренных детей. В церковных хорах проявились таланты многих великих отечественных певцов, таких, например, как Ф. Шаляпин, И. Козловский.

Федор Шаляпин. «Маска и душа» (Фрагмент из воспоминаний)

Конечно, многие люди, вероятно, несметно умные, говорят, что религия опиум для народа и что церковь развращает человека. Судить об этом я не берусь потому, что на это я смотрю не как политик или философ, а как актер. Кажется мне, однако, что если и есть в церкви опиум, то это именно — песня. Священная песня, а может быть, и не священная, потому что она, церковная песня, живет неразрывно и нераздельно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни, но лично я, хотя и не человек религиозный в том смысле, как принято это понимать, всегда, приходя в церковь и слыша «Христос воскресе из мертвых», чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время я не чувствую земли, стою как бы в воздухе...

А единственная в мире русская панихида с ее возвышенной одухотворенной скорбью?

...Я не знаю и не интересовался никогда, чем занимаются архиереи в синодах, о каких уставах они спорят... Не знаю я также, насколько эти споры необходимы. Все это, может быть, и нужно. Знаю только, что «Надгробное рыдание» выплакало и выстрадало человечество двадцати столетий. Так это наше «Надгробное рыдание», а то «Надгробное рыдание», что подготовило наше, — не десятки ли тысяч лет выстрадало и выплакало его человечество?..

Какие причудливые сталактиты могли бы быть представлены, как говорят нынче, — в планетарном масштабе, - если бы были собраны все слезы горестей и слёзы радости, пролитые в церкви. Не хватает человеческих слов, чтобы выразить, как таинственно соединены в русском церковном пении эти два полюса радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое, неуловимо. Много горького и злого в жизни человека, но искреннее воскресение - песня, истинное вознесение — песнопение.

Вот почему я так горд за мой певческий, может быть, и несуразный, но певческий русский народ...


На сайте Иконовед собрана информация о религиозных и художественных традициях православной культуры. Иконопись как и песнопения - одно из древнейших искусств, передающих сквозь века эмоции и чувства православного человека.

      • Начало   • Музыкальные истории   • Церковное песнопение   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru