ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Шоколадная музыка

В начале двадцатого века москвичи обожали слушать граммофон. Голос великого артиста или певца, который раздается у тебя дома в любое время, когда захочешь— разве это не чудо?! Немецкий инженер Берлинер — изобретатель граммофона. Сделал он и первые пластинки.

Это был цинковый кружок, покрытый восковой пастой. На него наносились звуковые дорожки, которые протравливали для прочности кислотой. Пластинки назывались «рекордами» (от английского слова record» — «запись»). Они были тяжелые, толстые, с шероховатыми краями. Вес их превышал полкило.

Впрочем, кому цинковые пластинки не нравились, могли покупать шоколадныe, из настоящего шоколада. Их можно было послушать, а потом съесть. Такое двойное удовольствие москвичи покупали с большой охотой. В оптовом прейскуранте 1904-1905 годов, который хранится на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», в разделе «Последние новости» можно прочитать: «Поющий, играющий и говорящий шоколад-фонограф — игрушечка с одной шоколадной и одной карбидовой пластинкой. Цена одной пластинки из шоколада 1р. 50 к. Цена за коробку из тридцати штук — 4 р-. 30 к.».

Цинковые пластинки были несовершенны, шоколадные — быстро съедались. Из чего только не пытались делать пластинки! Из воска, целлулоида, стекла, каучука, жести. Но вот найден самый подходящий материал. Э. Берлинер попробовал шеллак, из которого в те времена изготовляли пуговицы. Он позаимствовал у пуговичной фирмы немного шеллака и изготовил несколько пластинок. Пластинки получились прочными, легкими, и, самое главное, звук был во много раз качественнее, чем на прежних пластинках.

Что же такое «шеллак»? В Индии водится крохотный симпатичный жучок — лаковый червец. Из натуральной смолы, выделяемой молодыми побегами некоторых тропических растений, он делает себе скорлупку-домик. Скорлупы такой на коре деревьев лаковые червецы - оставляют очень много. Заготовители отдирают ее от коры, обрабатывают горячей водой, промывают и фильтруют. Таким путем удаляются кусочки коры и древесины. Шеллак очень хорошо плавится и соединяется с другими материалами, его можно подвергать давлению - он остается эластичным и в то же время твердым. Вот только материал этот был очень дорогим. Для одной пластинки требовалась скорлупа четырех тысяч жучков!

Сначала диски проигрывались от центра краю, и музыкальная запись делалась только с одной стороны пластинки. На другой стороне ее печатали название и ноты песни. Первые пластинки звучали примерно 1,5 минуты. Потом появились диски побольше, они звучали целых пять минут, и диаметр их был 35 сантиметров. Потом догадались делать двухстороннюю запись.

Старинный граммофон
Старинный граммофон

Из-за дороговизны материала пластинки тоже были дорогими. В петербургских газетах начала века то и дело встречались объявления: «За три старых пластинки выдается одна новая того же размера, при условии покупки еще одной новой». Старые, негодные, разбитые пластинки собирали на сырье для новых, но это не решало проблемы. Нужен был дешевый заменитель шеллака.

Такой материал был найден химиками. Пластмасса. Изготовленная из таких прекрасных, хоть н труднопроизносимых веществ, как поливинилхлорид в смеси с винилитом, пластмасса идеально подходила для пластинок. Поверхность пластмассы более твердая, и на ней удалось сблизить и сузить звуковые бороздки. Так появилась долгоиграющая пластинка. Ее изобрел американский инженер П. Гольдмарк. Страстный любитель музыки, он очень огорчался, когда прерывался концерт из-за того, что кончалась пластинка. С раздражением подходил он к патефону, чтобы сменить или перевернуть диск. Ведь каждая пластинка играла не больше десяти минут. Гольдмарк решил изменить это огорчительное положение дел. Он начал исследования, которые закончились победой инженера. Долгоиграющая пластинка пришла в мир. Она изготавливалась из винипласта, а скорость вращения ее была намного меньше прежней — 33 оборота в минуту.

Более шестидесяти лет люди наслаждались музыкой, благодаря долгоиграющей пластинке. А сегодня все большую популярность приобретает компакт-диск для лазерного проигрывателя. На пластинке диаметром 12 сантиметров получается звуковая дорожка длиной в четыре километра. И звучит эта крошка больше часа. Звук с такой пластинки снимает лазерный луч, который в несколько раз тоньше человеческого волоса. Он не повредит пластинку, даже если будет озвучивать ее целый год без отдыха. Поверхность компакт-диска покрыта слоем прозрачного лака, который выполняет важную работу: защищает диск от грязи и повреждений. На обычной пластинке звук изображается в виде непрерывных бороздок разной глубины. На компакт-диске не так.

Здесь используется чередование крошечных отверстий и гладкой поверхности. Диск вращается со скоростью 500 оборотов в минуту. Вездесущий лазерный луч успевает в одну секунду проследить за чередованием 4,5 миллионов углублений и ровных участков, поэтому качество записи на компакт-диске очень высокое.

Появились в продаже и ароматные диски. Слушаешь, например, шум дождя, и комната наполняется свежим запахом омытой зелени, озона. Если ты слушаешь китайскую или японскую музыку, можешь окунуться в сладостный мир восточных благовоний. А шум морского прибоя наполнит комнату морским соленым воздухом.


Читайте странные, волшебные и смешные истории о граммофонах и всевозможных старинных вещах на сайте Тайны старого сундука.

Следующая страница: Колокольный звон

      • Начало   • Музыкальные истории   • Шоколадная музыка   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru