ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Колокольный звон

«Москва златоглавая, звон колоколов»,— поется в популярной песне. И впрямь колокольный звон многие века плыл над столицей, являясь как бы ее визитной карточкой. Наши отечественные звонари достигли высшего мастерства в своем искусстве.

Рядом с каждой церковью высится колокольня или звонница. На Пасху по Москве когда-то звонило в общей сложности более 5 тысяч колоколов. И у каждого был свой неповторимый голос. Мощный, торжественный звон плыл, переливался над городом, возносился к небу, и звучала, как говорил писатель И. Шмелев, «единственная в мире симфония».

В жизни церкви колокола являются необходимейшей принадлежностью. Колокольный звон призывает верующих к богослужению, а не присутствующим в храме возвещает время совершения особо важных частей богослужения.

Колокола
Колокола

В давние времена вечевой колокол сзывал новгородцев и псковитян на вече — народом собрание. «Всполошным» или набатным зво ном поднимали людей в случае пожара или нашествия врагов. В трагические для отечеств дни колокольный звон призывал народ на защиту Родины. При победе над неприятелем, при возвращении войска с поля брани обычно звонили во все колокола. Удары колокола указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Дмитрий Кедрин. Колокола

Видно, вправду вскоре сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.

Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.

Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю.
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.

Царь-колокол

Есть в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» такие кадры: рыдает от счастья отрок Бориска, которому по наитию, силою таланта удалось создать великолепно звучащий колокол. Не только в те далекие времена, но и поныне отливка колоколов — дело сложное, требующее не только огромного труда, но и знания секретов металлов и их сплавов.

В России колокола появились почти одного менно с принятием христианства, в конце Х в. Но пришли они не из Греции, вместе с в рой, а из Западной Европы. На это указывает даже само название «колокол», происходящее от немецкого «глёкке».

Уже в XV в. в России появились собственные заводы по отливке колоколов, на которых создавались истинные гиганты. Так, для колокольни Ивана Великого в Московском Кремле был создан колокол «Вседневный», вес которого был 1017 пудов и 14 фунтов. Колокол «Реут» весит около 2 тысяч пудов, а большой «Успенский» или «Праздничный» весом около 4 тысяч пудов (1 пуд = 16 кг).

Царь-Колокол
Царь-Колокол

Но самый большой, самый известный не только у нас в стране, но и во всем мире — это Царь-колокол, стоящий на каменном постаменте Московского Кремля. Ему нет равных не только по размеру, но и по красоте художественного литья. Общий вес этого гиганта-200 т., диаметр — 6 м 80 см.

Отлито это чудо русскими мастерами, отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными в 1733 — 1735 гг. Материалом для него послужил его предшественник, тоже колокол-гигант, сделанный мастером Александром Григорьевым в 1654 г., но затем поврежденный пожаром. К 8 тысячам пудов полученного из него сплава Материн добавил еще 5 тысяч пудов металла.

Однако судьба и этого гиганта была трагична. Царь-колокол еще находился в литейной яме, когда рядом с ним вспыхнул пожар. Когда деревянные леса загорелись, их начали заливать водой. От резкого перепада температуры раскаленный металл дал несколько трещин, а большой кусок весом 11 5ОО кг и вовсе откололся.

Почти столетие пролежал колокол в литейной яме. И лишь в середине XIX в. вытащили и установили на постамент это чудо литейного мастерства. Так одолел смерть и остался жить в веках самый большой в мире красавец колокол, голос которого никто и никогда в мире так и не услышал.

Благовест, трезвон, перебор

Вслушайтесь, как красиво звучит колокольный звон — и всякий раз по-разному. «То весело, то грустно», — скажет несведущий в этом деле человек. Но церковный колокол просто так не звонит. В каждом случае у него свои четко определенные функции. Удары колокола выводят не просто красивые мелодии. Их звучание всегда строго упорядочено.

Колокольные церковные звоны делятся на два основных вида: благовест и собственно звон. Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Сначала производится три медленных, протяжных удара, а уж затем, когда они отгудят, следуют мерные удары. Если при крупных храмах или .монастырях есть несколько больших колоколов, то каждый из них «поет» по своему определенному случаю: среди них есть праздничный, воскресный, будничный. Добрую, благую весть о начале богослужения несет благовест во время крестного хода на Пасху. А затем его удары сменяются перезвоном других колоколов.

К собственно звону принадлежат трезвон, перезвон, перебор, когда одновременно звонят несколько колоколов. Трезвон — это звон во все колокола трижды, с небольшими перерывами. Трезвоном встречают к богослужению и литургии архиерея и провожают его. Трезвонят весь первый день Рождества. И на Пасху, и на храмовых праздники, и в воскресенье тоже трезвонят. Медленный перезвон — по одному в каждый из колоколов, начиная с самого болышого, мощного и до самого малого — высокого звука. Такой перезвон совершается только два раза в год: в Великую Пятницу и в Великую Су66оту.

Перебором называется похоронный, погребальный звон, выражающий скорбь об умершем. Здесь тоже звучат удары колоколов по очереди, только в обратном порядке — от малого к большому, от высокого звука до «баса». А затем ударяют сразу во все колокола одновременно. Этот звон символизирует возрастающую человеческую жизнь от младенчества до зрелости. А одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни.

Существует еще «красный» звон — во все колокола. Он звучит в великие церковные праздники, при торжественных и радостных событиях церковной жизни с колоколен кафедральных соборов, в лаврах, монастырях, и совершают его сразу несколько, порой до пяти, звонарей.

Всполошным, или набатным звоном, звоном непрерывными ударами в большой колокол поныне кое-где оповещают людей о бедствии — пожаре, наводнении. Набатным звоном созывали древние новгородцы свое вече.


Следующая страница: Церковное песнопение

      • Начало   • Музыкальные истории   • Колокольный звон   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru