Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеГлас, октоих, ирмологийМузыка в салонах и на картинах XIX векаМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
Музыка в салонах и на картинах XIX векаПо мотивам выставки «Гостеприимство муз. Домашние салоны в Москве XIX века»Выставка прошла в музее Тропинина в 2020 году Городские музыкально-литературные салоны сформировались в конце XVIII века из дворцовых приёмов и провинциальных балов, причём в образованных кругах салоны обрели почти обязательных характер интеллектуального мероприятия, куда приглашались значимые фигуры культурно-общественной жизни. Не секрет, что организаторами салонов выступали преимущественно богатые и образованные аристократки, для которых интриги и меценатство становились отдушинами в обществе, где иных способов оказать влияние на общественные процессы у них не было. Многочисленные запреты и табу для женщин рождали специфическую социальную среду, в которой решения, принятые группкой аристократок во время салонной болтовни, значили для будущего России больше, чем заседания сановников. Аристократки конкурировали за самых популярных гостей салонов, и это определяло негласный рейтинг значимости персон. В частности, известно, что Пушкин пользовался покровительством ряда хозяек салонов, наперебой приглавшавших его на свои вечера. Женские интриги в итоге погубили поэта, но сколько ещё ключевых интриг осталось за страницами учебников истории? В советское время значение салонной жизни было принято принижать и обесценивать, как и все аристократические традиции. Однако следовать этим принципам уже незачем, изучение культуры салонов открывает много причудливых переплетений судеб и событий. Выставка в музее Тропинина рассматривает музыкально-художественный контекст салонов, однако и в нём много личных историй и взаимодействий.
Екатерина Семёновна Гагарина (урождённая Семёнова) (1774-1849) -
знаменитая актриса. В 1803 году дебютировала в роли Антигоны (Эдип в Афинах Озерова),
в 1805 году была зачислена в труппу Петербургского театра.
Первый набросок Тропинина, на котором изображён гитарист с распахнутым воротом, относится к 1822 году. В 1823 году художник закончил портрет Владимира Моркова в русской рубашке-косоворотке - сценическом костюме исполнителя. Гитарист-виртуоз дебютировал в Москве и покорил столицу своей игрой. На протяжении следующих двадцати лет художник неоднократно обращался к этому сюжету и написал несколько «Гитаристов», а также ряд портретов с музыкальными инструментами и символами. Образ гитариста оказался настолько удачным, что вызвал волну подражаний и копий. Владимир Иванович Марков (1801-1864) - гитарист и композитор, автор «Полной школы для семиструнной гитары» и «Исторического очерка русской оперы с самого её начала по 1862 год». Входил в круг общения М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Турчанинова.
Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - русский композитор, чьи вынужденные скитания по Российской империи во многом определили развитие музыкальной культуры в отдалённых и культурно-замшелых регионах страны. Герой Отечественной войны 1812 года из-за близости к декабристам оказался в заключении по ложному обвинению, а впоследствии выслан в Сибирь. Опальный музыкант организовал в Тобольске симфонический оркестр, развернул активную концертную деятельность и записал огромное количество народной музыки. Впоследствии был перенаправлен в Ставрополь и Оренбург, где учил музыке всех, кто только проявлял интерес. Вернувшись в Москву, под надзор полиции, Алябьев написал несколько опер-водевилей, но главным в его творческом наследии стали романсы. Знаменитые «Зимняя дорога» и «Соловей» вошли в число классических песенных хитов XIX века.
Лютня - струнный музыкальный инструмент, в XVI-XVIII веках один из самых популярных инструментов для домашнего музицирования. Освоить музицирование на лютне было в среднем проще, чем учиться игре на других инструментах. Существовал огромный репертуар самых различных произведений для лютни, и она была основным музыкальным инструментом, под который исполнялись песни. Только в XIX веке в домашнем музицировании стало преобладать фортепиано. Распространилась мода и на домашние арфы.
В домашних салонах не только музицировали, но и читали стихи и отрывки из литературных произведений, играли в карты, гадали, сплетничали и решали судьбы мира. На картине неизвестного художника запечатлена молодая женщина с картой крестовой дамы в руке. Карты, разложенные на столике, тоже преимущественно крестовой масти, причём червовая дама (обычно символизирующая любовь и страсть) закрыта крестовой семёркой, а бубновый туз (амбиции, карьера, успех) - крестовой девяткой. В современной интерпретации крестовая масть и расклад указывают на проблемы с властями, деньгами, общественными установками. Вполне вероятно, в картине зашифрованы некие несчастные обстоятельства, одевшие молодую женщину в чёрное платье и оставившие её наедине с колодой карт.
В XIX веке девочек учили музыке усерднее, чем мальчиков, так как у них не было выхода в военной или научной карьере, а также государственной службе. В подавляющем большинстве рассказов русских классиков XIX века за пианино сидит юная девушка, чьё умение стучать по клавишам - одно из достоинств невесты. Ведь пианистка сумеет развлечь мужа и гостей дома, предложив им прослушивание несложных пьес.
Удивительным образом этот шаблон пролез сквозь все пролетарские лозунги в советскую реальность конца 1960-х-начала 1980-х, когда каждая интеллигентная семья считала, что детей обязательно нужно отдать в музыкальную школу. Прилежные девочки доучивались намного чаще мальчиков, и даже спустя сто лет после того, как аристократические салоны прекратили своё существование, в московских и питерских гостиных ещё можно услышать: «А сейчас Машенька исполнит полонез Огиньского»... Ростислав Нифанин, 2020
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |