ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеГлас, октоих, ирмологийМузыка в салонах и на картинах XIX векаМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Музыка в салонах и на картинах XIX века

По мотивам выставки «Гостеприимство муз. Домашние салоны в Москве XIX века»

Выставка прошла в музее Тропинина в 2020 году
при участии Третьяковской галереи и Российского национального музея музыки

Городские музыкально-литературные салоны сформировались в конце XVIII века из дворцовых приёмов и провинциальных балов, причём в образованных кругах салоны обрели почти обязательных характер интеллектуального мероприятия, куда приглашались значимые фигуры культурно-общественной жизни. Не секрет, что организаторами салонов выступали преимущественно богатые и образованные аристократки, для которых интриги и меценатство становились отдушинами в обществе, где иных способов оказать влияние на общественные процессы у них не было. Многочисленные запреты и табу для женщин рождали специфическую социальную среду, в которой решения, принятые группкой аристократок во время салонной болтовни, значили для будущего России больше, чем заседания сановников.

Аристократки конкурировали за самых популярных гостей салонов, и это определяло негласный рейтинг значимости персон. В частности, известно, что Пушкин пользовался покровительством ряда хозяек салонов, наперебой приглавшавших его на свои вечера. Женские интриги в итоге погубили поэта, но сколько ещё ключевых интриг осталось за страницами учебников истории?

В советское время значение салонной жизни было принято принижать и обесценивать, как и все аристократические традиции. Однако следовать этим принципам уже незачем, изучение культуры салонов открывает много причудливых переплетений судеб и событий. Выставка в музее Тропинина рассматривает музыкально-художественный контекст салонов, однако и в нём много личных историй и взаимодействий.

Дамон Ортолани Д-Б.
Портрет неизвестной с нотами на фоне пейзажа
Дамон Ортолани Д-Б.
Портрет неизвестной с нотами на фоне пейзажа.
1791
Холст, масло

Дамон Ортолани Д-Б.
Портрет неизвестной с нотами на фоне пейзажа
Дамон Ортолани Д-Б.
Портрет неизвестной с нотами на фоне пейзажа. Фрагмент

Неизвестный русский художник. Жанровая сцена.
Неизвестный русский художник начала XIX века
Жанровая сцена.
Холст, масло

Кипренский О.А.
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клитемнестры.
Кипренский О.А.
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клитемнестры.
1820-е.
Холст, масло

Екатерина Семёновна Гагарина (урождённая Семёнова) (1774-1849) - знаменитая актриса. В 1803 году дебютировала в роли Антигоны (Эдип в Афинах Озерова), в 1805 году была зачислена в труппу Петербургского театра.
В 1828 году вышла за князя И.А. Гагарина, но не хотела оставлять сцену.
«Говоря о русской трагедии, говоришь о Семёновой, - и, быть может, только о ней.» (А.С.Пушкин)

Тропинин В.А.
Гитарист
Тропинин В.А.
Гитарист. 1823
Холст, масло

Первый набросок Тропинина, на котором изображён гитарист с распахнутым воротом, относится к 1822 году. В 1823 году художник закончил портрет Владимира Моркова в русской рубашке-косоворотке - сценическом костюме исполнителя. Гитарист-виртуоз дебютировал в Москве и покорил столицу своей игрой.

На протяжении следующих двадцати лет художник неоднократно обращался к этому сюжету и написал несколько «Гитаристов», а также ряд портретов с музыкальными инструментами и символами. Образ гитариста оказался настолько удачным, что вызвал волну подражаний и копий.

Владимир Иванович Марков (1801-1864) - гитарист и композитор, автор «Полной школы для семиструнной гитары» и «Исторического очерка русской оперы с самого её начала по 1862 год». Входил в круг общения М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Турчанинова.

Неизвестный русский художник. Портрет гитариста
Неизвестный русский художник середины XIX века
Портрет гитариста. Копия с композиции В.А. Тропинина
Холст, масло

Неизвестный русский художник. Портрет гитариста в розовой рубахе.
Неизвестный русский художник XIX века
Портрет гитариста в розовой рубахе.
Первая половина XIX века
Холст, масло

Тропинин В.А.
Девушка с гитарой. Этюд
Тропинин В.А.
Девушка с гитарой. Этюд
Конец 1830-х - начало 1840-х.
Холст, масло

Тропинин В.А.
Портрет Александра Александровича Алябьева
Тропинин В.А.
Портрет Александра Александровича Алябьева.
Начало 1840-х.
Холст, масло

Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - русский композитор, чьи вынужденные скитания по Российской империи во многом определили развитие музыкальной культуры в отдалённых и культурно-замшелых регионах страны. Герой Отечественной войны 1812 года из-за близости к декабристам оказался в заключении по ложному обвинению, а впоследствии выслан в Сибирь. Опальный музыкант организовал в Тобольске симфонический оркестр, развернул активную концертную деятельность и записал огромное количество народной музыки. Впоследствии был перенаправлен в Ставрополь и Оренбург, где учил музыке всех, кто только проявлял интерес.

Вернувшись в Москву, под надзор полиции, Алябьев написал несколько опер-водевилей, но главным в его творческом наследии стали романсы. Знаменитые «Зимняя дорога» и «Соловей» вошли в число классических песенных хитов XIX века.

Заваруев Н.А.
Портрет мужчины с лютней
Заваруев Н.А.
Портрет мужчины с лютней. 1861.
Картон, масло

Лютня - струнный музыкальный инструмент, в XVI-XVIII веках один из самых популярных инструментов для домашнего музицирования. Освоить музицирование на лютне было в среднем проще, чем учиться игре на других инструментах. Существовал огромный репертуар самых различных произведений для лютни, и она была основным музыкальным инструментом, под который исполнялись песни.

Только в XIX веке в домашнем музицировании стало преобладать фортепиано. Распространилась мода и на домашние арфы.

Арфа. Вторая половина XIX века
Арфа. Вторая половина XIX века

Неизвестный русский художник середины. Женский портрет
Неизвестный русский художник середины XIX века
Женский портрет. 1851
Холст, масло

Неизвестный русский художник середины. Женский портрет. Фрагмент
Женский портрет. Фрагмент с картами

В домашних салонах не только музицировали, но и читали стихи и отрывки из литературных произведений, играли в карты, гадали, сплетничали и решали судьбы мира. На картине неизвестного художника запечатлена молодая женщина с картой крестовой дамы в руке. Карты, разложенные на столике, тоже преимущественно крестовой масти, причём червовая дама (обычно символизирующая любовь и страсть) закрыта крестовой семёркой, а бубновый туз (амбиции, карьера, успех) - крестовой девяткой.

В современной интерпретации крестовая масть и расклад указывают на проблемы с властями, деньгами, общественными установками. Вполне вероятно, в картине зашифрованы некие несчастные обстоятельства, одевшие молодую женщину в чёрное платье и оставившие её наедине с колодой карт.


Пианино. Германия
Фирма А.Яшинского. 1870-1880 гг.
Пианино. Германия
Фирма А.Яшинского. 1870-1880 гг.
Орех, дерево, бронза, металл, кость, резьба, литьё, чеканка

Пианино. Германия
Фирма А.Яшинского. 1870-1880 гг.
Пианино. Деталь

В XIX веке девочек учили музыке усерднее, чем мальчиков, так как у них не было выхода в военной или научной карьере, а также государственной службе. В подавляющем большинстве рассказов русских классиков XIX века за пианино сидит юная девушка, чьё умение стучать по клавишам - одно из достоинств невесты. Ведь пианистка сумеет развлечь мужа и гостей дома, предложив им прослушивание несложных пьес.

Удивительным образом этот шаблон пролез сквозь все пролетарские лозунги в советскую реальность конца 1960-х-начала 1980-х, когда каждая интеллигентная семья считала, что детей обязательно нужно отдать в музыкальную школу. Прилежные девочки доучивались намного чаще мальчиков, и даже спустя сто лет после того, как аристократические салоны прекратили своё существование, в московских и питерских гостиных ещё можно услышать: «А сейчас Машенька исполнит полонез Огиньского»...
И неугомонное воображение перерисует обычную квартиру в парадную залу старинного особняка, а заурядную Машу - в загадочную барышню с томным взором.

Ростислав Нифанин, 2020


      • Главная   • Музыкальные истории   • Музыка в салонах и на картинах XIX века   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru