Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой) |
Словарик музыкальных терминовАккорд (итал. accordo, франц. accord — согласие) — созвучие, совместное звучание нескольких (не менее трех) звуков различной высоты. Альборада (исп. alborada — песня пастухов в честь восходящего солнца) — утренняя серенада. Арпеджио (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе)— исполнение звуков аккорда не одновременно, а один за другим, обычно от нижнего к верхнему. Апофеоз — заключительная торжественная массовая сцена спектакля, носящая обычно монументальный, величественный характер. Баллада — инструментальное произведение лирико-эпического (иногда фантастического) характера. Б. нередко членится на резко контрастные эпизоды. Болеро (исп. bolero) — исп. народный парный танец: исполняется под звуки гитары в сопровождении кастаньет. Бурлеска (итал. burlesca, от burla — шутка) — муз. пьеса шутливого, грубовато-комического характера. Вариации (тема с вариациями) — муз. произведение, состоящее из темы и последующего ряда ее видоизмененных повторений. Вариация (лат. variato — изменение) — видоизмененное повторение муз. темы. Вокализ (франц. vocalise, от лат. locale — гласный) — упражнение для голоса без текста (исполняется на гласную). В. также называют муз. произведение (чаще всего концертно-виртуозного плана), написанное специально для голоса без текста. Гавот (франц. gavotte) — старинный франц. танец народного происхождения. В XVII — XVIII вв. Г.— один из популярных танцев на придворных балах; входит в состав инструментальных сюит Баха, Генделя, балетов и опер Люлли, Глюка и др. Гармония (греч. harmonia — созвучие, соразмерность) — 1. Выразительное средство многоголосной музыки, основанное на объединении звуков в аккорды. 2. Совокупность созвучий, характерная для стиля того или иного композитора. Глиссандо (франц, glissant — скользя) — особый прием игры на некоторых муз. инструментах, заключающийся в скольжении по струне (смычковые инструм.), ряду струн (арфа) или клавишам (рояль). Г. дает колористический звуковой эффект. Дивертисмент (франц. divertessement — развлечение) — сюита развлекательного характера, составленная из различных (чаще танцевальных) пьес. Динамика — совокупность оттенков и градаций громкости звучания в муз. произведениях. Додекафония — метод муз. композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками. Метод Д. был разработан и внедрен Шёнбергом и его учениками. Интермеццо (итал.. intermezzo — перерыв) — часть циклического инструментального произведения, носящая характер лирического отступления. Иногда И.— самостоятельная пьеса для оркестра или солирующего инструмента. Интродукция (лат. introductio — введение) — вступление, часто предшествующее первым частям сонат, симфоний и инструментальных концертов. Каданс (итал. cadenza — окончание) — гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение. Каденция (итал. cadenza — окончание) — блестящий виртуозный эпизод, входящий в состав одной из частей (чаще первой) инструментального концерта и исполняемый соло без сопровождения оркестра. К. обычно строится на тематическом материале данного произведения. Канон (греч. kanon — правило, образец) — муз. форма, основанная на последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения; каждый голос повторяет основную мелодию, вступая раньше, чем она закончится в предыдущем голосе. К. встречается как самостоятельное небольшое 'произведение или как отдельное построение внутри более крупного сочинения. Кантилена (итал. сапНепа — певучая мелодия) — напевность, мелодичность музыки, муз. исполнения. Канцонетта (итал. canzonetta — песенка) — небольшая инструментальная пьеса с певучей выразительной мелодией. Каприччио (итал. capriccio — каприс) — виртуозная пьеса свободной формы для оркестра или солирующего инструмента. Кассация (нем. Kassation) — муз. произведение, по характеру близкое к дивертисменту; предназначено для исполнения на открытом воздухе инструментальным ансамблем. Квартет (итал. quartetto, от лат. quartus — четвертый) — 1. Ансамбль из 4 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов), 2. Муз. произведение для 4 инструментов или певческих голосов. Контрапункт — одновременное сочетание нескольких самостоятельных мелодических голосов. В более широком смысле К. — то же, что и полифония, Лад — система взаимосвязей муз. звуков, основанная на тяготении неустойчивых звуков в устойчивые (опорные). В ходе исторического развития музыки выработались ладовые системы с различным числом тонов. Основными Л. современной музыки являются мажор и минор. Лейтмотив (нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — тема, характеризующая определенный муз. образ и неоднократно повторяющаяся в данном произведении по ходу его развития. Лендлер (нем. Landler) — нем. и австр. народный танец, предшественник вальса. Мажор (итал. maggiore, франц. majeur) — один из основных муз. ладов. М. придает музыке светлую окраску. Малагенья (исп. malaqueno, от назв. исп. провинции Malaga) — исп. (андалузский) парный танец-песня (род фанданго). Менуэт (франц. menuet, итал. minuetto) — старинный франц. танец народного происхождения. В XVII — XVIII вв. — один из основных бальных танцев придворных кругов. До нач. XIX в. M. являлся одной из частей сонатного цикла. Минор (итал. minore, франц. mineur) — один из основных муз. ладов. М. придает музыке мягкую, матовую окраску. Модуляция (лат. modulatio — мерность) — переход из одной тональности в другую. Мотив — небольшое (одноголосное) муз. построение, составляющее часть темы. Ноктюрн (франц. nocturne, букв. — ночной) — муз. пьеса лирического, мечтательного характера, словно навеянная ночными образами. Опус (лат. opus — труд, произведение) — то же, что сочинение (соч.) . Органный пункт — один или несколько звуков, длительно выдерживаемых в басовых голосах. На фоне О. п. происходит смена мелодических линий, аккордов и т. п. Партитура (итал. partitura — разделение, распределение)— нотная запись многоголосного муз. произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля, в которой сведены партии всех голосов, причем для каждого инструмента или голоса отведена отдельная нотная строка. Все голоса в П. располагаются в установленном порядке. Пассаж (франц. passage — переход) — последовательность звуков в быстром движении, чаще всего устремленном в одном направлении (вверх или вниз). П. обычно носит виртуозный характер. Пассакалья (исп. pasacalle, от исп. pasar — проходить и calle — улица) — 1. Старинный танец исп. происхождения. 2.— Муз. пьеса, которая развивается на фоне мелодии, неизменно повторяющейся в басовом голосе. Полифония (греч. poly — много и phone — голос, букв. многоголосие) — многоголосная музыка, основанная на одновременном сочетании и развитии ряда самостоятельных мелодических голосов. Рапсодия (греч. rhapsodia — отрывок народно-эпической поэмы, исполнявшейся др.-греч. бродячими певцами — «рапсодами» ) — инструментальное виртуозное произведение, чаще всего свободной формы, написанное на народные напевы (песенные и танцевальные). Иногда Р. называют также инструментальное сочинение циклической формы. Реквием — заупокойная месса; многоголосное циклическое произведение для хора и орк. Речитатив (итал. recitativo, от recitare — декламировать)— род мелодии, близкий по своему характеру -к декламации. Ритурнель (франц, ritournelle, от итал. ritorno — возвращение) — вступительный и заключительный инструментальный отыгрыш в танце. Рондо (франц. rondeau, от rond — круг) — муз. форма, основанная на многократном (не менее 3 раз) повторении главной темы, чередующемся с эпизодами различного характера. Сальтарелло (итал. saltarello, от saltare — прыгать) — итал. народньш танец подвижного, стремительного характера. Сарабанда (исп. sarabanda) — старинный исп. народный танец медленного движения; в XVII — XVIII вв. стала придворным танцем, а также часто входила в состав инструментальной сюиты. Сегидилья (исп. seguidila от seguida — следом) — исп. (андалузский) народный танец-песня; сопровождается игрой на кастаньетах или гитаре. Серенада — инструментальное произведение типа дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра. Вокальная С. — лирическая пьеса камерного склада. Синкопа (греч. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной ритмической доли такта на слабую. Скерцо (итал. scherzo — шутка) — муз, пьеса в живом, стремительном темпе, с острым, четким ритмом. С. встречается как часть циклических инструментальных произведений. Сурдина (итал. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое во время игры на различных муз. инструментах для уменьшения силы звука и частичного изменения его тембра. Такт — краткий отрезок муз. текста, заключенный между двумя ритмическими акцентами равной силы. Тарантелла (итал. tarantelle, уменьшит. от Taranto, города на юге Италии) — итал. народный танец непрерывного, стремительного движения. Тема (греч. thema — предмет повествования или обсуждения) — небольшое муз. построение, на котором основано развитие целого произведения или его части. Крупное муз. сочинение строится, как правило, на развитии нескольких тем. Токката (итал. toccata — прикосновение) — виртуозная муз. пьеса в быстром, четком движении. Тональность — точная конкретная высота лада, определяемая названием основного тона (тоники). В обозначении Т. указываются тоника и лад, напр. До мажор, ре минор и т. д. Транскрипция (лат. transcriptio — переписывание) — переложение муз. произведения для другого инструмента (ансамбля, оркестра). Трель (итал. trilo, от trilare — дребезжать) — многократное быстрое чередование двух смежных звуков. Тремоло (итал. tremolo — дрожащий) — быстрое повторение одного и того же звука, а также быстрое многократное чередование двух несоседних звуков или созвучий. Трио (итал. trio, от tre — три) — 1, Ансамбль из 3 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2. Муз. произведение для 3 инструментов или певческих голосов. 3. Средняя часть некоторых инструментальных произведений (танцев, маршей, скерцо), контрастирующая с крайними разделами. Унисон (итал. unisono — однозвучный) — одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Фанданго (исп. fandango) — исп. народный танец умеренного движения. Исполняется под аккомпанемент гитар и кастаньет. Особенно распространен в Кастилии и Андалузии. Фарандола (франц. farandole) — франц. (провансальский) старинный хороводный танец. Фиоритура (итал. fioritura — цветение) — орнаментальный пассаж, украшающий основную мелодию. Флажолет (франц. flageolet — свирель) — звук свистящего тембра, получаемый на струнных смычковых инструментах легким прикосновением пальца к струне. Ф. применяется также на арфе, где он получается путем щипка укороченной в 2 раза струны и звучит легко, прозрачно. Форшлаг (нем. Vorschlag — предшествующий удар) — один или несколько коротких звуков, предваряющих основной звук мелодии; вид музыкального «орнамента» . Фуга (лат. fuga — бег) — сложное многоголосное муз. произведение, являющееся высшей формой полифонии и основанное на проведении в разных голосах • одной и той же темы. Ф. используется и как форма самостоятельного произведения, и как часть инструментальных циклов. Фугато (итал. fugato — наподобие фуги) — эпизод в муз. произведении, построенный по типу фуги. Хабанера (исп. habanera, от НаЬапа — Гавана) — исп. народный танец-песня кубинского происхождения. Хорал (позднелат. cantus choralis — хоровое песнопение)— род религиозных песнопений; в католической музыке — одноголосное (в унисон), в протестантской — многоголосное в сопровождении органа. Хота (исп. jota) — исп. народный парный танец быстрого движения, темпераментного характера.
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |