ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Симфоническая увертюра

Увертюра в переводе с французского — «открытие». Так обозначаются оркестровые вступления к оперным или драматическим спектаклям. Когда-то, в давние времена о начале спектакля возвещали призывные фанфары труб. Впоследствии (в нач. XVII в.) появилось небольшое оркестровое вступление. Оно развивалось, разрасталось и превратилось в 3-частную пьесу. В итальянских операх она называлась «симфонией» , во французских — увертюрой.

Постепенно увертюра обнаруживала все большую связь с оперой. Уже Глюк считал, что она «должна осветить слушателям действие и служить как бы вступительным образом содержания» . Увертюра становится носителем «собирательного» эмоционального образа оперы. С течением времени содержание оркестрового вступления все более углубляется. Композиторы все чаще строят ее на темах, характеризующих в опере (или в музыке к пьесе) главных героев, или важнейшие сценические ситуации.

С появлением сонатной формы и развитием симфонического метода мышления увертюра приобретает новый характер. Теперь она уже передает не только эмоциональный образ оперы (или пьесы), но и ее идею, несет в себе зародыш главного конфликта, превращается в лаконичную «инструментальную драму» , напоминая 1 часть симфонии.

Наиболее ярко такая интерпретация увертюры была впервые дана Бетховеном. Конфликт, содержащийся в увертюрах из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» , к трагедии Коллина «Кориолан» и опере «Фиделио» раскрыт с такой исчерпывающей силой, что эти произведения обрели самостоятельную концертную жизнь. Разумеется, их содержание понятно лишь в связи с той пьесой или оперой, к которым они написаны. Следовательно, сюжеты данных спектаклей служат для увертюр своего рода программами, знание которых для слушателя желательно. Так увертюра стала первой 1-частной программно-симфонической пьесой.

Существование увертюр отдельно от музыки спектаклей, к которым они были написаны, подготовило почву для появления подобных произведений как самостоятельных концертных пьес. Большая часть их программна. (Увертюра Ф. Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» , Д. Кабалевского к опере «Кола Брюньон» ) Причем программа может быть создана автором музыки или заимствована из какого-либо литературного произведения.

Такие увертюры создавали Мендельсон («Фингалова пещера» , «Морская тишь и счастливое плавание» ), Вагнер («Фауст-увертюра» ), Берлиоз («Король Лир» , «Корсар» , «Роб Рой» ), Балакирев («Русь» ), Чайковский («Гроза» ) ..

Принципиального различия между увертюрами, написанными к операм или драматическим спектаклям, и концертными пьесами того же названия с самостоятельной программой, нет. Поэтому увертюру ко «Сну в летнюю ночь» Мендельсона и «Манфред» Шумана, «Князь Холмский» Глинки и «Король Лир» Балакирева можно с полным правом причислить к программной музыке.

Программность послужила стимулом бурной эволюции увертюры. Она стала родоначальницей целого семейства 1-частных симфонических произведений, таких как поэма, фантазия, картина и т. д, Причем, границы между этими жанрами неопределенны. Подчас сохраняется лишь название «увертюра» , а само произведение фактически принадлежит другому жанру. Так, Глинка по совету Одоевского назвал «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде» испанскими увертюрами, хотя первоначально первое именовалось Каприччио, а второе — Симфоническая фантазия. К роду фантазий на народные темы принадлежат «Камаринская» Глинки, Увертюра на три русские народные темы Балакирева, Русская увертюра Прокофьева. В то же время, увертюра «Гроза» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского стоят ближе к жанру симфонических поэм, а «Осенью» Грига в действительности — симфоническая картина.

Но одна из разновидностей увертюры сохранила традиционный облик. Это произведения, написанные в связи с каким-нибудь событием. Их программность условна, а названия чаще всего свидетельствуют не о сюжетности, а об эмоциональном характере. К подобным сочинениям относится «Академическая торжественная увертюра» и «Трагическая увертюра» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, «Праздничная» Шостаковича.


М.Г.Арановский


Следующая страница: Программная симфоническая музыка

      • Главная   • Музыкальная школа   • Симфоническая увертюра   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru