ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Дирижер симфонического оркестра

Дирижерское искусство имеет давнюю историю. Еще в Древней Греции существовал руководитель хора, который отбивал такт сильным притопыванием ноги. В римской Schola cantorum (Певческая школа), основанной папой Григорием Великим (ок. 600 г.), для управления хором применялись соответствующие движения рукой, служившие скорее вспомогательным мнемотехническим средством. Только с возникновением современной системы нотной записи отбивание такта приобрело подлинный смысл. В старину для этой цели применялся свернутый нотный лист или смычок. На больших музыкальных представлениях обязанности дирижера выполнял один из участников ансамбля (скрипач, клавесинист), который ударами смычка или кивком головы указывал отдельным инструментам момент вступления.

С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и попутно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром нового типа. Задача полноценного воплощения симфонического произведения с его многокрасочной инструментальной фактурой, ' крупными масштабами и особенностями музыкальной формы выдвинула требования новой техники, нового способа дирижирования. К середине XVIII в. функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Первым дирижером, ставшим на специальный помост, был Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752 — 1814).

В начале XIX столетия дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) проложили пути к формированию нового типа дирижера-профессионала. Постепенно утверждался и новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней: дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Вагнер) и управляет сложным оркестровым механизмом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).

Подлинный расцвет искусства дирижирования наступил в конце XIX в., когда на мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров. Это — Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус. Их традиции развили и продолжили выдающиеся зарубежныс дирижеры первой половины ХХ в. Этот список украшают имена А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперера, Г. Кнаппертсбуша, О. Фрида, Б. Вальтера, Г. Фительберга, В. Талиха, П. Монтэ, Д. Митропулоса, В. Менгельберга, Г. Абендрота, Д. Джорджеску, Г. Вуда, Т. Бичема, В. Ферреро.

Блестящие достижения русской дирижерской школы продемонстрировали композиторы М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов. Виднейшими дирижерами своего времени были К. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Советская музыкально-исполнительская культура выдвинула целую когорту выдающихся симфонических дирижеров, имена которых получили широкую известность во. всем мире. Среди них — Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, К. Иванов, Н. Рахлин, Б. Хайкин, К. Кондрашин, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Профессия дирижера сложна и многогранна. Ее специфические. особенности заключаются в том, что дирижер осуществляет стоящие перед 'ним художественные задачи не непосредственно (как например, пианист, скрипач и т. д.), а при помощи системы пластических приемов-жестов. Этими, казалось бы, чисто внешними приемами дирижер не только указывает темп, ставит точные ритмические акценты, но и регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступлений оркестровых групп или отдельных солистов. Каждое движение и жест (немалую роль в процессе дирижирования играет и мимика) имеют глубокий художественно-. эмоциональный подтекст. Поэтому искусство дирижера — искусство во многом психологическое. Образный мир каждого симфонического произведения раскрывается полностью лишь тогда, когда у руководителя устанавливается прочный творческий контакт с оркестровым коллективом.

Тут приходят на помощь те качества, без которых немыслим настоящий дирижер-симфонист. Это — безупречный слух, острое чувство ритма, музыкальная память, глубокое знание свойств и возможностей инструментов, умение быстро ориентироваться в любой партитуре. Все это позволяет дирижеру, обладающему определенными волевыми качествами, вдохновить, увлечь и повести за собой коллектив.

В современном оркестрово-исполнительском искусстве именно дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения. Он должен уметь передать авторский замысел с максимальной тщательностью, дать ясную, глубокую, во всех отношениях исчерпывающую интерпретацию исполняемой музыки. Его задача не только трудна, но и почетна. Поэтому профессия дирижера справедливо считается «заглавной» музыкально-исполнительской профессией.


В.С. Фомин

Следующая страница: Словарик музыкальных терминов

      • Начало   • Музыкальная школа   • Дирижер симфонического оркестра   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru