ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Программная симфоническая музыка

Х1Х в. был «золотым веком» симфонизма. Не довольствуясь теми возможностями, которые открывал перед инструментальной музыкой жанр симфонии, композиторы искали и другие, более гибкие формы, способные передать изменчивость мира, волнующую сложность его конфликтов, беспредельное многоразличие его проявлений. Однако, как бы ни были разнообразны эти формы, их объединяло с симфонией нечто общее — метод мышления, получивший впоследствии наименование симфонического. Сущность этого метода диалектична и заключается в преломлении динамики жизненных процессов, показе сложной взаимосвязи явлений, их развития, столкновения, взаимопроникновения, изменения качеств. То было великим завоеванием музыкального искусства, позволившим симфонизму занять в интеллектуальной жизни человечества достойное место рядом с романом и поэзией.

Однако это открытие не было бы сделано, если бы музыканты Х!Х в. не решились соединить инструментальную музыку с литературой. Идея такого синтеза возникла из стремления проникнуть в ту область острых современных философских проблем, которые обсуждались литературой. Именно опираясь на литературу, ее сюжеты, образы, свойственную ей зрительную наглядность повествования, музыка училась рассказывать и живописать.

Симфонический метод развития музыкальных идей, пространные инструментальные формы, в которых возможно соединение контрастных разделов, и позволили музыке освоить последовательность сюжетного развертывания. Одновременно она разработала специфические изобразительные средства, способные вызывать зрительные ассоциации. «Мы не имеем причин сомневаться в способности музыки воспроизводить столь же значительные характеры, как те, что очерчены титанами поэзии нашего века» , писал Ф. Лист, а Берлиоз считал, что музыка «может вызвать ощущения, совершенно аналогичные тем, какие вызывает искусство живописи» . Так возник новый синтетический жанр — программная музыка.

Программой называется предпосылаемое автором музыкальному произведению словесное изложение содержания, идеи, сюжета. Иногда программу заменяет заголовок. Ознакомление с программой обычно предшествует исполнению произведения, и поэтому впечатления, вызванные ею, участвуют в процессе музыкального восприятия. Они направляют внимание слушателя в нужное автору русло, помогают уяснить характер музыкальных образов, смысл их сложного развития. Рождение программной музыки открыло перед симфонизмом безграничные возможности. Опираясь на программу, композиторы могли смело экспериментировать, завоевывать для музыки новые области реальной действительности, совершенствовать и изобретать новые средства, творить новые жанры. И они были созданы. Это увертюра, симфоническая поэма, симфоническая картина, фантазия, программная сюита,

Все названные жанры (за исключением сюиты) родственны, исторически связаны между собой и нередко переходят друг в друга. Установить точные границы между ними порой затруднительно. В этом сказывается природа программной музыки, где признаки жанра определяются не традиционными формами (как, например, в сонате или симфонии), а самой программой (сюжетом, поэтической идеей). Поскольку ни поэма, ни картина, ни тем более фантазия не имеют устойчивых форм, то выбор жанрового определения целиком зависит от автора. И все же различия между указанными жанрами существуют;

Симфоническая поэма родилась в 50-х гг, прошлого столетия. Творцом этого жанра явился Лист. Как и другие романтики (на. пример, Берлиоз), он много сделал для развития и распространения программной музыки, был ее подлинным теоретиком. Образцом для Листа послужил литературный жанр. Он стремился перенести в музыку свойственные ему лирико-повествовательные черты, философичность. Однако у симфонической поэмы имелась и музыкальная предшественница — увертюра — 1-частное программное сочинение, по сравнению с которой она более обширна и более свободно построена.

Пример Листа породил много последователей, и поэма прочно вошла в семью симфонических жанров. В 70-х г. Х1Х в. Сметана посвятил цикл из 6 поэм под названием «Моя родина» историческому прошлому, природе и быту Чехии. Симфоническая поэма заняла центральное место в творчестве Р. Штрауса. Фактически к жанру поэм принадлежат увертюры и фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта» , «Франческа да Римини» , «Буря» , «Гамлет» . Вдохновенную «Поэму экстаза» создал Скрябин. До сего времени этот жанр интересует композиторов («Встреча Волги с Доном» Прокофьева, «Лейли и Меджнун» К. Караева. Иногда произведениям, которые можно отнести к жанру симфонической поэмы, даются иные жанровые наименования, также заимствованные из литературы; например баллада Чайковского «Воевода» , легенда Сибелиуса «Туонельский лебедь» ,

Жанр поэмы привлекал композиторов своей гибкостью, отсутствием в нем предуказанных традицией форм, предоставлял широкую свободу творческой фантазии. Поэма оказалась способной отражать самые различные сюжеты и темы. Это философские проблемы («Прелюды» Листа, «Смерть и просветление» Р. Штрауса), исторические события, воспринятые сквозь призму литературных произведений («Лагерь Валленштейна» Сметаны), образы исторических личностей («Стенька Разин» Глазунова), мифологические сюжеты («Орфей» Листа, «Фаэтон» Сен-Санса), картины природы («Влтава» Сметаны), легенды («Проклятый охотник» Франка), сюжеты, подсказанные живописью («Остров мертвых» Рахманинова по картине Беклина), образы художественной литературы («Дон-Кихот» Р, Штрауса, «Пеллеас и Мелизанда» Шёнберга) и т. п.

Все же наиболее характерным содержанием для симфонической поэмы следует считать лирико-философское. При этом композитор может воспользоваться как отправной точкой литературным сюжетом (как, например, поступал Лист), однако он будет лишь поводом для создания собственной философской концепции. Этот личный аспект — характерная особенность поэмы, придает ей чертьг монологичности, единства развития, наполняет живым током эмоционального высказывания, искреннего, непосредственного. Поэмы, в которых силен элемент изобразительности, иллюстративности («Влтава» Сметаны), сближаются с другим жанром — симфонической картиной или фантазией.

Симфоническая картина родственна симфонической поэме Она также одночастна и программна. В отличие от поэмы, для которой характерно преобладание лирико-философского начала, в картине главенствуют элементы колористические, иллюстративные. Обычно симфоническая картина посвящается изображению какого-либо одного события, Так симфоническая картина Римского-Корсакова «Садко» , основанная на одном из эпизодов былины о славном новгородском госте, рассказывает о похищении Садко Морским царем, подводной вакханалии и вызванной ею буре.

Содержание иных симфонических картин имеет чисто пейзажный характер. Такова, например, картина Лядова «Волшебное озеро» . К жанру симфонических картин можно отнести также и три эскиза Дебюсси «Море» , скерцо Дюка «Ученик чародея» , симфоническую фантазию «Лес» Глазунова. Специфика этого жанра благоприятствует развитию изобразительных средств музыки. Как правило, симфонические картины отличаются богатством звукописи, красочностью гармонии, яркостью тембрового колорита. Их образы наглядны, выпуклы, вызывают разнохарактерные зрительные ассоциации.

Симфоническая фантазия не является самостоятельным жанром и представляет собой один из вариантов поэмы или картины и, подобно той или другой, может нести в себе какую-либо поэтическую идею («Утес» Рахманинова), развернутый сюжет («Франческа да Римини» Чайковского) или содержать живописную задачу («Лес» Глазунова). Из этого видно, что ее жанровые признаки очень неустойчивы. Так, например, «Бурю» Чайковский назвал фантазией, хотя это произведение с тем же правом можно именовать и поэмой, а фантазия Мусоргского «Ночь на Лысой горе» обнаруживает явные признаки картинности. Тем не менее, в тех случаях, когда строение I-частных программных пьес оказывалось своеобразным, резко не совпадало ни с одной из распространенных музыкальных форм, композиторы подчеркивали это обстоятельство, называя их фантазиями.

К числу фантазий относятся и пьесы, построенные на свободной разработке народных песен. Такова Камаринская Глинки-фантазия на темы двух русских песен — свадебной и плясовой, Фантазия на сербские темы Римского-Корсакова. К этому жанру принадлежат Увертюра на три русские темы Балакирева, его же Увертюра на чешские темы и Русская увертюра Прокофьева.


М.Г.Арановский


Следующая страница: Симфоническая сюита

      • Главная   • Музыкальная школа   • Программная симфоническая музыка   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru