Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
Симфоническая сюитаСюита, как и симфония, — произведение циклическое, т. е. состоящее из нескольких разнохарактерных частей. Однако свойственная симфонии концептуальность, наличие единого драматургического стержня, логически объединяющего музыкальные образы в строгой системе последовательного развития, для нее не обязательны и не характерны. Части сюиты не столь тесно связаны между собой, более обособлены. Тем не менее их соединение не является случайным, всегда подчинено какому-либо принципу. Сюита сформировалась в XVI — XVII вв. как цикл распространенных в то время танцевальных пьес. Если первоначально она была предназначена для домашнего музицирования, то с течением времени образовала особый инструментальный жанр, которому посвящали свои силы такие выдающиеся композиторы, как Гендель и Бах, в чьем творчестве сложилась окончательно форма старинной клавирной сюиты. Вместе с тем, оба великих композитора нередко включали в сюиты пьесы, непосредственно не связанные с музыкальным бытом (прелюдия, фуга, токката, закона и т. п.). Параллельно их современниками, французскими клавесинистами (Купереном, Рамо и др.) разрабатывался иной тип сюиты, состоящий из характеристических пьес («Вязальщицы» , «Сестра Моника» , «Горячность» , «Застенчивость» , «Сборщицы винограда» , «Нежные жалобы» ). В ХVIII в. создавались и чисто развлекательные сюиты, предназначенные для исполнения под открытым небом, во время праздников, торжеств, Такие циклы писал, в частности, Гендель (его «Музыка на воде» продолжает жить на концертной эстраде и в наше время). От этих сюит ведут свое происхождение разнообразные дивертисменты, серенады, ноктюрны, получившие распространение в эпоху Гайдна и Моцарта. С выдвижением симфонии сюита на время утратила свою роль. Ее возродили к жизни композиторы 2-й половины XIX в., увидевшие в этом жанре новые богатые возможности для осуществления целей программной музыки. Не связанная определенными принципами структуры (в отличие от симфонии), сюита представляла собой удобный жанр, позволявший строить 'цикл в зависимости от требований программы, одновременно (в силу его многочастность) раскрывать широкий круг образов. Композитором, поднявшим значение этого жанра, был Шуман, которому принадлежат знаменитые фортепианные циклы «Карнавал» , «Бабочки» , «Крейслериана» и др. Видное место занимает сюита и в симфонической музыке 2-й половины XIX и 1-й половины ХХ вв. Возникают разнообразные типы сюитных циклов. Некоторые из них объединены каким-либо литературным сюжетом. Таков, например, «Антар» Римского-Корсакова (по мотивам сказки Сенкевича), приближающийся к симфонии. В иных случаях литературная канва — лишь повод для создания ряда самостоятельных живописных картин («Шехеразада» Римского-Корсакова). Иногда объединяющим принципом служил тот или иной национальный колорит («Неаполитанские сцены» Массне, «Алжирская сюита» Сен-Санса, «Норвежские танцы» Грига, «Кавказские эскизы» Спендиарова и др.). Как правило, такие сюиты носят жанрово-пейзажный характер. Существуют сюиты и «смешанного» типа, состоящие из частей различного содержания. Здесь могут быть жанровые эпизоды, танцевальные сцены, лирические, скерцозные пьесы и т. п. Такого рода сюиты создавали Чайковский, Бородин. Много сюит возникло на основе театральных работ. Таково происхождение двух сюит Бизе «Арлезианка» , составленных из музыки к одноименной пьесе А. Доде, или сюит Грига «Пер Гюнт» , музыка которых первоначально была написана к одноименной пьесе Ибсена. Стало традицией составлять сюиты из музыки к балетам, Так вошла в концертную жизнь музыка «Лебединого озера» , «Спящей красавицы» , «Щелкунчика» Чайковского, «Раймонды» Глазунова, «Ромео и Джульетты» , «Золушки» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна. Наметившееся в ХХ в. сближение между балетом и симфоническим жанром ввело в оркестровый репертуар ряд сюит, которые включают всю или почти всю музыку балета. Это относится в первую очередь к сюитам из балетов «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Весна священная» , «Жар-птица» , «Петрушка» Стравинского, «Ала и Лоллий» («Скифская сюита» ), «Шут» , «На Днепре» Прокофьева. Редким примером являются сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» , «Снегурочка» , «Млада» , «Пан воевода» . Наконец, все чаще проникают на широкую концертную эстраду сюиты, составленные из музыки к кинофильмам («Поручик Киже» Прокофьева, «Златые горы» Шостаковича). Из сказанного можно сделать вывод, что типов сюит столько, сколько поводов для их создания. Это и сфера музыкального быта :(танец, марш, песня), и безграничная, неподдающаяся точной классификации область программной сюжетики, драматический и музыкальный театры, кино. Все виды сюит тесно связаны между собой, взаимодействуют, и грани между ними провести порой довольно трудно. Если же к этому добавить, что сюиты встречаются не только в профессиональной музыке, но и в фольклоре многих народов, то сюитность предстанет как один из наиболее древних и универсальных принципов композиции музыкальных произведений. М.Г.Арановский Следующая страница: Инструментальный концерт
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |