ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Развитие симфонии в XVIII-XX веках

Композиция классической симфонии с сонатной формой в «головной» части оказалась поистине универсальной. Несмотря на кажущуюся строгость, она допускает бесконечное разнообразие образных решений.

Это было доказано еще «отцом симфонии» Гайдном. Среди его 104 симфоний есть и безоблачные, радостные, и с драматической I частью, и такие, где в окружении светлой музыки впечатляет неожиданная серьезность медленной II части. Своеобразно построена глубокая по мысли «Прощальная» симфония: она состоит из 5 частей и заканчивается медленным, «угасающим» финалом!

Еще более индивидуальны симфонии Вольфганга Амадея Моцарта (1756 — 1791) — соотечественника Гайдна. Они отмечены высшей гармонией духа, проникнуты поэтичностью. Вместе с тем в них появляются и предвестники героических образов, и первый трепет душевных волнений. Моцартовские циклы отличаются замечательной цельностью, внутренней контрастностью, интенсивностью музыкального развития. Яркий пример — знаменитая Симфония соль минор (1788) . Ее пламенные, «вертеровские» образы рождены эмоциональной атмосферой эпохи «бури и натиска» , ее порывистый лиризм (проникающий даже в менуэт!) — гениальное «предвидение» романтической лирики.

Гигантский скачок совершила симфония в творчестве третьего (и последнего) представителя венского классицизма — Людвига Бетховена (1770 — 1827). Она превратилась в монументальное произведение, не уступающее по широте обобщений и глубине содержания опере, роману, драме. Бетховен насытил симфонию философской мыслью, высокими гражданскими идеями, вдохновленными Великой французской революцией. Отсюда — грандиозные масштабы форм (1 ч. Третьей, «Героической» симфонии в два раза превышает начальное Allegro самой большой симфонии Моцарта «Юпитер» ) и напряженная конфликтность драматургии. Музыка наполняется образами борьбы, гулом сражений, сигналами фанфар, ритмами маршей, интонациями призывной ораторской речи. Бетховен исключил из своих симфоний менуэт — галантный аристократический танец минувшей эпохи — и заменил его более емким по содержанию, стремительным скерцо (в переводе с итал.— шутка). Тип симфонизма, созданный Бетховеном, вошел в историю под названием героического или героико-драматического.

Всего лишь на год пережил Бетховена Франц Шуберт (1797 — 1828). В том же городе — в Вене — протекала его творческая деятельность Но как своеобразен и нов облик его симфоний — этих вдохновенных лирических поэм! Рядом с бетховенскими они выглядят так же, как поэтический дневник рядом с философским романом или героической драмой.

Сказалось веяние новой эпохи — эпохи романтизма — с ее повышенной эмоциональностью, культом чувства, с погружением в неведомые ранее тайники человеческой души.. Вот почему так много лирики в симфониях Франца Шуберта, Феликса Мендельсона (1809 — 1847), Роберта Шумана (1810 — 1856). Мелодии насыщаются песенностью, интонациями интимного романса. Излюбленный романтиками конфликт человека и среды, мечты и действительности вызвал изменения в драматургии сонатной формы: углубился контраст между главной и побочной. темами. Первая посвящается действенным образам жизненной' борьбы, вторая — замедленная, лирическая — воплощает некий недостижимый идеал, прекрасный и манящий.

Образы романтического симфонизма становятся все более тонкими и внутренне сложными; резко усилилось субъективное, «монологическое» начало. Но одновременно росло и стремление более точно и многосторонне запечатлеть большой мир человеческой жизни, мир природы. В этом — одна из причин утверждения программного симфонизма. Инструментальная музыка вступила в союз с другими видами искусства — литературой и живописью.

Ее образы наполнились чувственной, почти осязаемой конкретностью, пластикой, красочностью, вызывающими зрительные ассоциации. Их последовательность рождает у слушателя представление об определенном сюжете, о цепи сменяющихся событий. Сюжетность решительно обновила музыкальные формы, привела к еще большей сплоченности частей цикла. Усилилась их мелодическая общность. Нередко через все части, как через акты оперы, проходит лейтмотив (ведущий мотив) — музыкальная тема, в которой воплощается какой-либо образ, понятие или драматическая ситуация.

«Первенцем» романтической программности была «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза (1803 — 1869). Французский композитор написал ее в 1830 г. на собственную литературную программу автобиографического склада. Одну за другой создал он еще 3 программные симфонии. По выражению Ференца Листа (1811 — 1886), автора программных симфоний «Фауст» и «Данте» , «музыкальные шедевры все чаще... сращиваются с шедеврами литературы»

Бурное развитие программности порою ставило под сомнение судьбы традиционной инструментальной симфонии. Вагнер утверждал, что такая симфония, пренебрегающая выразительностью слова, уже исчерпала себя. Лист выдвинул на смену ей принципы созданной им 1-частной симфонической поэмы.

Скептицизм ревнителей программности был блестяще опровергнут немецким композитором Иоганнесом Брамсом (1833-1897). Он продолжил традиции инструментального классического симфонизма, соединив их с достижениями романтической поэмности. Тем же путем шел французский композитор Сезар Франк (1822-1890), автор вдохновенной Симфонии ре минор.

Жизненность законов собственно музыкальной драматургии подтвердилась творчеством австрийского композитора Антона Брукнера (1824 — 1896), создавшего 9 монументальных, глубоких по содержанию и тем не менее непрограммных симфоний.

Еще более грандиозны по замыслу и масштабам симфонии австрийского композитора Густава Малера (1860 — 1911), давшего разнообразное решение симфонического цикла. Среди его 10 симфоний есть произведения из двух, четырех, пяти и даже шести частей; есть симфонии чисто инструментальные и с участием хора.

Многообразию исторического развития симфонии способствовало рождение новых национальных симфонических школ. Каждая из них — свежая струя в полноводной реке мирового симфонизма.

Оригинальные, неповторимые в своем национальном убранстве симфонии создали чех Антонин Дворжак (1841 — 1904) и финн Ян Сибелиус (1865 — 1957).

Богатством могучих индивидуальностей поражает русская симфоническая музыка. Величайшим явлением культуры стали симфонии П. И. Чайковского (1840 — 1893) — инструментальные драмы о человеческой жизни. Бетховенская обобщенность и конфликтность соединились в них с романтической пылкостью и русской задушевностью.

Традиции лирико-драматического симфонизма Чайковского своеобразно преломились в творчестве С. И. Танеева (1856 — 1915), В. С. Калинникова (1866 — 1900), А. Н. Скрябина (1872 — 1915), С. В. Рахманинова (1873 — 1943). Родоначальником богатырского эпического симфонизма — симфонизма «крупного штриха» , монолитных образных пластов и уравновешенных контрастов явился А. П. Бородин (1833 — 1887) . Самобытные лирико-эпические симфонии создал А. К. Глазунов (1865—1936).

Глазунов, Скрябин, Рахманинов писали симфонии уже в ХХ в., в условиях, когда модернистское искусство ставило под сомнение возможность существования идейно значительных произведений крупных форм. Большие трудности переживала симфония на Западе. Впрочем, «неуютно» было и другим монументальным жанрам искусства — роману, драме, опере. Они оказались по плечу лишь тем из художников, кто не утратил душевной окрыленности, не потерял веры в человека и человечество, в общественное назначение искусства.

В сложных, противоречивых исканиях создавали симфонии Пауль Хиндемит (1895 — 1963) и Артур Онеггер (1892 — 1955) . Гуманистическое содержание их произведений, широта и стройность форм перекликаются с лучшими традициями классического симфонизма.

Значительные достижения симфонии XX века связаны с советской музыкой. Пафос социальных преобразований, глубина мировоззрения, величие идей, наконец богатые национальные традиции — это ли не благоприятные условия для расцвета симфонической культуры! Революционная Россия возродила дух героического симфонизма, создала величавые симфонические фрески о больших событиях современной истории. Среди них — Седьмая («Ленинградская» ) симфония Д. Шостаковича, его же Одиннадцатая («1905 год» ) и Двенадцатая («1917 год» ), Вторая («C колоколом» ) А. Хачатуряна и др, Оригинальное развитие получила лирико-драматическая симфония. Н. Мясковский и Д. Шостакович, Д. Кабалевский и Т. Хренников придали ей гражданственное звучание, расширили привычные границы жанра. Симфонии С. Прокофьева дали новую жизнь традициям эпического и лирико-эпического симфонизма.


В.А. Фрумкин


Следующая страница: Симфоническая увертюра

      • Главная   • Музыкальная школа   • Развитие симфонии в XVIII-XX веках   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru