ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Инструменты симфонического оркестра

Обратимся теперь к структуре симфонического оркестра. Он четко делится на 4 основные группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) rруппа. Входящие в нее инструменты — скрипка, альт, виолончель, контрабас — уже с начала XVIII в. приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами — протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью» , теплотой и ровностью тембра.

В. большинстве случаев выступая сплоченно, «единым фронтом» , струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. Огромный диапазон, многообразие выразительных приемов, большой количественный состав делают струнную группу неизменным участником оркестра, его ядром. Не случайно для струнного оркестра создаются не только отдельные пьесы, но и крупные многочастные произведения (Струнная серенада Чайковского, Дивертисмент Бартока, Маленькая ночная музыка Моцарта и др.).

Скрипка — небольшой по величине, но самый гибкий по своим техническим и виртуозным качествам представитель странно-смычковой группы. Звук ее — нежный, легкий и певучий, обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью. Скрипки в оркестре разделяются на первые и вторые. Первые излагают, как правило, основной тематический материал; вторые чаще всего аккомпанируют первым, иногда дублируют их партию. Располагаются скрипки обычно на переднем плане, слева от дирижера. Солирующая скрипка — частое явление в оркестровой практике (например, соло в сюите Римского-Корсакова «Шехеразада» , III сюите Чайковского и др.).

Альт по размерам несколько больше скрипки. Тон у него матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого. регистра. Альт — инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии. Альты располагаются в оркестре во втором ряду справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» , а также технически трудное соло в поэме Р. Штрауса «Дон Кихот» .

Виолончель намного больше альта. Звук ее — сочный, бархатный, певучий. По техническим и виртуозным возможностям она не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду. справа от дирижера. Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот» , 111 ч. Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и т. д.).

Контрабас — самый крупный по величине представитель струнно-смычковой группы. Тембр у него густой, «вязкий» . Будучи инструментом мало подвижным, он создает в оркестре басовую опору. Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса — пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен-Санса Карнавал животных» .

Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых; флейты и гобои — в первом ряду, кларнеты и фаготы — во .втором. Деревянные духовые представляют собой трубки различного .устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха.

Трубки эти изготовляются из особых сортов дерева (отсюда название целого семейства инструментов). [Но существуют аналогичные инструменты из других материалов — металлов, композитов, стекла.] Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем плавания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных — при помощи особого приспособления, так называемого язычка или трости. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами — силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Флейта — самый подвижный инструмент группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, в среднем — легко, звонко, в верхнем звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым. Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Лрлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, Симфонические метаморфозы Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» и т. д.).
Существуют разновидности флейты: малая или пикколо (тембр ее — пронзительный, резкий, а диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.

Гобой — инструмент, обладающий ясным звуком а и верхнем регистре — резким тембром, подвижной техникой, хотя и по многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью. Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II ч. четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Штрауса «Дон-Жуан» , медленная часть симфонии Бизе и др.).
Разновидность гобоя — английский рожок, или альтовый гобой; по размеру он крупнее обычного гобоя, диапазон его более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Спбелиус в поэме «Туонельский лебедь» .

Кларнет обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный; в низком регистре — густой, а в верхнем — ясный, серебристый. В подвижности он успешно соревнуется с флейтой. Кларнет — единственный представитель деревянной группы, которому доступно заметное усиление и ослабление силы звука. Кларнету Чайковский поручил проникновенный «рассказ» Франчески в фантазии «Франческа да Римини» . Великолепное соло кларнета встречается в начале медленной части Второго фортепианного концерта Рахманинова. Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый с его острым, крикливым тембром и басовый, звучащий мрачно, таинственно...

Фагот — по величине самый крупный в группе деревянных духовых. Технические возможности его довольно значительны. Тембр разнообразен: то гнусавый, несколько «ворчливый» , то насмешливый, то печальный. Из многочисленных соло фагота напомним печальную тему из «Рассказа Календера-царевича» (II ч. сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада» ), один из эпизодов I ч. седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея» .
Разновидность фагота — контрафагот, по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его тусклый и сумрачный. Солирует контрафагот крайне редко. Обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.

Промежуточное положение между деревянными и медными инструментами занимает саксофон, изобретенный А. Саксом в 50-х гг. XIX в. Неизменный участник джазовых и эстрадных ансамблей, саксофон нередко применяется и в симфоническом оркестре. Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучат соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в 1 ч. Симфонических танцев Рахманинова.

Третья группа инструментов — медные духовые. Размещается она обычно за деревянными, чаще всего в один ряд: слева валторны, затем трубы, тромбоны и туба. Способ извлечения звука у медных иной, чем у деревянных. Приспособлением для этого служит не трость, а мундштук - — металлический наконечник в форме воронки или чашечки.

Роль медных весьма значительна. Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Современный симфонический оркестр имеет в своем составе 4 валторны, 2 или 3 трубы, 3 тромбона и тубу,

Валторна обладает теплым, певучим тембром. Это резко выделяет ее из среды медных инструментов. Техническая подвижность валторны довольно ограничена, зато ей доступны гибкие пластичные мелодии широкого дыхания (достаточно вспомнить поэтичное соло в Andante Пятой симфонии Чайковского).

Труба звучит «воинственно» , призывно. Тембр ее — звонкий, «фанфарный» . Ей часто поручаются четкие мелодические фразы типа военных сигналов. Прекрасно звучат в ее исполнении и широкие, «кантиленные» мелодии (соло в «Поэме экстаза» Скрябина).
Разновидность трубы — корнет-а-пистон, столь же острый по тембру и исключительно подвижный — часто применяется в современном оркестре.

Тромбон — инструмент низкого регистра и «грозного» , «массивного» тембра. В техническом отношении он значительно уступает трубе. Мощно и «увесисто» звучит часто используемый для басовой опоры квартет — 3 тромбона с тубой. Тромбону часто поручаются торжественные, величественно-помпезные мелодические обороты (II ч. «Траурно-триумфальной» симфонии Берлиоза, I ч. Третьей симфонии Малера, Болеро Равеля).

Туба — самый низкий инструмент медной духовой группы. Тембр ее — очень густой, насыщенный и глубокий. Из-за технической «неповоротливости» туба редко используется как сольный инструмент (единственный в своем роде пример — соло в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки» Мусоргского). Чаще всего она служит басовой опорой, фундаментом медной группы.

Четвертая группа инструментов оркестра — ударные. Основная их функция — ритмическая. Кроме того они создают особый звуко-шумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру различными колористическими эффектами. Располагаются ударные в глубине эстрады, обрамляя левую сторону оркестра.

По характеру звучания ударные делятся на два типа, Одни имеют определенную высоту звука: литавры, колокольчики, ксилофон, колокола; другие лишены звуковой настройки; это треугольник, бубен, малый и большой барабаны, тарелки, тамтам, кастаньеты и др.

Ведущее место среди ударных занимают литавры — обязательный участник симфонического оркестра. Динамический диапазон звучания литавр огромен — от еле уловимого шороха до мощных громоподобных раскатов. Не удивительно, что им поручаются эффектные соло (сцена в полях из «Фантастической» симфонии Берлиоза, финал Первой симфонии Шостаковича и др.).

Среди инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы с ее нежным затухающим звуком, скользящими аккордами, переливчатыми пассажами, флажолетами. Арфа, подобно фортепиано и органу, обладает наиболее полным диапазоном: здесь представлены все звуковые регистры. Являясь в основном аккомпанирующим инструментом, арфа исполняет и эффектные соло (Испанское каприччио Римского-Корсакова, сюиты из балетов Чайковского «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» и др.).

Эпизодически появляется в оркестре челеста — инструмент, внешне похожий на маленькое пианино. Звук у нее хрупкий и прозрачный, напоминающий слабый звон колокольчиков.

Фортепиано как типично оркестровый (не сольный) инструмент — явление довольно редкое. Своим ярким тембром оно вносит определенную свежесть, часто «прорезая» звучание оркестра (Первая симфония Шостаковича, «Петрушка» Стравинского).

В грандиозных по замыслу симфонических произведениях иногда используется орган — гигантский многотембровый инструмент, отличающийся богатством колористических и динамических качеств.

Таково в общих чертах строение современного симфонического оркестра.


В.С. Фомин


Следующая страница: Дирижер симфонического оркестра

      • Главная   • Музыкальная школа   • Инструменты симфонического оркестра   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru