|
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаСимфоническая музыка и симфонияРазвитие симфонии в XVIII-XX векахСимфоническая увертюраПрограммная симфоническая музыкаСимфоническая сюитаИнструментальный концертСимфонический оркестрИнструменты симфонического оркестраДирижер симфонического оркестраСловарик музыкальных терминовЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе
Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство. (Ж.Руссо)
|
Музыкальная школа
Симфоническая музыка и симфония Симфонизм — живой, упругий звуковой поток, насыщенный огромным запасом энергии, жизненной силы. В нем, как в горячей лаве, кипят и плавятся мелодии. Слух напряженно и взволнованно следит за их «жизнью» , за тем, как чередуются они, как дробятся, противоборствуя или сближаясь. Все изменчиво, непостоянно, и в то же время проникнуто разумом и гармонией. Поток оправлен в гранит, разделен плотинами, и невидимые пропорции звучащих форм радуют высшей соразмерностью.
Развитие симфонии в XVIII-XX веках Гигантский скачок совершила симфония в творчестве третьего (и последнего) представителя венского классицизма — Людвига Бетховена. Она превратилась в монументальное произведение, не уступающее по широте обобщений и глубине содержания опере, роману, драме. Бетховен насытил симфонию философской мыслью, высокими гражданскими идеями, вдохновленными Великой французской революцией.
Симфоническая увертюра Увертюра в переводе с французского — «открытие» . Так обозначаются оркестровые вступления к оперным или драматическим спектаклям. Когда-то, в давние времена о начале спектакля возвещали призывные фанфары труб. Впоследствии (в нач. XVII в.) появилось небольшое оркестровое вступление. Оно развивалось, разрасталось и превратилось в 3-частную пьесу. В итальянских операх она называлась «симфонией» , во французских — увертюрой.
Программная симфоническая музыка Симфонический метод развития музыкальных идей, пространные инструментальные формы, в которых возможно соединение контрастных разделов, и позволили музыке освоить последовательность сюжетного развертывания. Одновременно она разработала специфические изобразительные средства, способные вызывать зрительные ассоциации.
Симфоническая сюита Сюита, как и симфония, — произведение циклическое, т. е. состоящее из нескольких разнохарактерных частей. Однако свойственная симфонии концептуальность, наличие единого драматургического стержня, логически объединяющего музыкальные образы в строгой системе последовательного развития, для нее не обязательны и не характерны. Части сюиты не столь тесно связаны между собой, более обособлены. Тем не менее их соединение не является случайным, всегда подчинено какому-либо принципу.
Инструментальный концерт Посетителям филармоний знакома та особенная, приподнятая атмосфера, которая царит в зале перед исполнением инструментального концерта, то чувство острого интереса, которое вызывает соревнование солиста с оркестром. Действительно, концерт — один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его в том, что солист поставлен в самые трудные условия, какие только могут существовать в музыке: ему предстоит доказать превосходство своего инструмента в состязании с десятками других.
Симфонический оркестр В современном симфоническом коллективе заняты более ста музыкантов, а число инструментов различных видов доходит до 30. Красочная палитра выразительных средств оркестра исключительно разнообразна. Здесь приходят на помощь и тембровые сочетания, и мощные волнообразные нарастания и спады, и выразительные сольные реплики, и слитные «органные» пласты звучаний. Все это делает симфонический оркестр наиболее совершенным и виртуозным из всех музыкально-исполнительских коллективов. Но оркестр стал таким не сразу. Он формировался в течение нескольких столетий и прошел сложный путь развития.
Инструменты симфонического оркестра Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) rруппа. Входящие в нее инструменты — скрипка, альт, виолончель, контрабас — уже с начала XVIII в. приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами — протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью» , теплотой и ровностью тембра.
Дирижер симфонического оркестра Дирижерское искусство имеет давнюю историю. Еще в Древней Греции существовал руководитель хора, который отбивал такт сильным притопыванием ноги. В римской Schola cantorum (Певческая школа), основанной папой Григорием Великим (ок. 600 г.), для управления хором применялись соответствующие движения рукой, служившие скорее вспомогательным мнемотехническим средством. Только с возникновением современной системы нотной записи отбивание такта приобрело подлинный смысл.
Словарик музыкальных терминов Альборада — песня пастухов в честь восходящего солнца, утренняя серенада. Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а один за другим, обычно от нижнего к верхнему. Апофеоз — заключительная торжественная массовая сцена спектакля, носящая обычно монументальный, величественный характер...
| |