ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойеТеатральный мир в книгах Татьяны ЛатуковойДо-мажор. Гончарная рапсодия Елены дель БаркоМузыкальные стихи Екатерины ПольгуевойКультура XX века. Виниловые пластинкиТеатральный буфет. Оборудование из нержавеющей стали

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

Культура XX века. Виниловые пластинки

Грампластинки - один из характерных маркеров культуры двадцатого века, пластинки прочно обосновались почти в каждом доме и стали привычной, повседневной частью жизни. Относительная дешевизна массового производства пластинок и оборудования для звуковоспроизведения при высоком качестве звучания определили популярность грампластинок, которая отчасти сохраняется и по сию пору.

Споры о том, какой вид звука лучше - с пластинки или с электронной звукозаписи - продолжаются, хотя физические характеристики вроде бы однозначно утверждают, что электроника побеждает по измеряемым показателям. Но скептики утверждают, что победу присуждают самым качественным и сложным электронным проигрывателям, а прослушивание музыки с ноутбуков или телефонов однозначно уступает среднему проигрывателю и хорошей пластинке. А померить такие показатели как «ламповость» или «вдохновение чистым звучанием в атмосфере уединённого творчества» не представляется возможным. Культура упоения мелодиями с виниловых пластинок продолжает жить и развиваться.

Название «граммофонная пластинка» или «грампластинка» определялось воспроизведением через граммофон - аппарат для воспроизведения звука с характерным раструбом. Граммофоны появились в конце XIX века и быстро стали признаком достатка и некоего культурного уровня. Пластинки также назывались «патефонными», по следующему варианту проигрывателя - патефону. В последней четверти XX века распространилось название «виниловые» - по материалу, из которого изготавливались пластинки - винилиту. Винилит оказался идеальным материалом, удобным и в изготовлении, и в транспортировке, и в хранении.

Принцип воспроизведения звука с помощью виниловых пластинок основан на неравномерности поверхности пластинки внутри дорожки - узкого канала, по которому движется звукоснимающая игла. Неравномерность заставляет иглу вибрировать, и эти вибрации передаются на мембрану, воспроизводящую звук, или с помощью электрического звукоснимателя передаются на усилитель, а затем воспроизводятся через динамики. Главной проблемой пластинок является их износ при многократном использовании, а также механические повреждения (царапины), способные полностью «убить» возможность прослушивания.

В советском пространстве выпуском грампластинок занимался завод «Апрелевка», впоследствии перешедший к компании «Мелодия» - фактическому монополисту в сфере музыкального производства, причём на всех стадиях - от поиска талантов до выбора тиражей, промоушена и защиты авторских прав.
В 1950-м году был выпущен ГОСТ на изготовление пластинок.
С 1956 по 1965 годы работал ГОСТ 5289-56,
С 1968 по 1973 годы был актуален ГОСТ 6589-68.

Виниловые пластинки

Для жителей двадцать первого века виниловые пластинки часто становятся проблемой наследия. Родители или старшее поколение не хотели расставаться со старой музыкальной коллекцией, даже если не слушали музыку десятилетиями. Пластинки не занимают много места, а душу греют - хотя бы памятью о пережитых моментах радости или задумчивости, которые сопровождались музыкой. Но пространство в наших квартирах и домах не бесконечно. Хранить старую коллекцию просто ради хранения - бессмысленно, вот и начинаются вопросы к поисковикам: «Как продать пластинки?».

Если времени нет, то почти любой магазин виниловых пластинок рассмотрит предложение о продаже всего собрания пластинок по фиксированной цене за одну пластинку в размере 50-100 рублей (на начало 2020 года). Но беглый просмотр каталогов убедит чуть более вдумчивого продавца в том, то существуют цены и в тысячу, и в десятки тысяч за одну пластинку. Продешевить не хочется, но как и во всяком деле, чтобы понять, насколько редка и ценна та или иная пластинка, придётся потратить время и выяснить дотошно, есть ли в конкретной коллекции раритеты.

В действительности дорогих пластинок и раритетов немного, это преимущественно малотиражные издания редко исполняемых произведений или культовые записи, которых мало в свободной продаже. Пластинок много, спрос ограничен, большинство массовых записей представлены на любой электронной барахолке, и не сказать, чтобы продажи шли активно даже при копеечных ценах. Для магазинов и скупщиков важно получить прибыль, поэтому даже если вы увидели на аукционе свою пластинку тысяч за десять, полезно помнить, что комиссия аукционов может достигать сорока процентов, и для того, чтобы вывести лот на аукцион, нужна атрибуция и поддержка. Да и любому магазину нужно заработать, а продажа может занять некоторое время. Поэтому реальная сумма, получаемая продавцом, обычно заметно меньше, чем сумма на ценнике в витрине. Но зато это быстрый расчёт по принципу «продал и забыл».

Если заниматься самостоятельными продажами, важно понимать два показателя качества пластинки - это номер записи и состояние пластинки. С состоянием всё просто - чем меньше использовалась пластинка, тем менее она изношена, тем лучше звучит. Иногда пластинки используют для перезаписи, и это существенно важно, чтобы в запись не примешивались шумы и помехи от истёртости дорожек. В международных классификациях используется до пяти уровней оценки состояния пластинок, и если это не самый лучший и не хороший уровень, то цену можно делить на десять или двадцать. Массовые пластинки с царапинами не стоят ничего, можно использовать их как декоративный материал.

Номер записи - это порядковый номер партии копий. С каждой следующей партией качество копий ухудшается, поэтому наиболее ценны копии первого выпуска. Номер можно определить по году выпуска, или он указан на самой пластинке. На свободном поле без дорожек вокруг центрального круга с перечнем музыкальных номеров и композиций можно найти буквенно-цировой код, в котором зашифрована информация о записи.
Например, код вида С-62-09939/1 рассказывает, что:
С - это стереопластинка,
6 - эстрадная запись (1-документальная запись, 2-симфоническая)
2 - диск-миньон (0 -диск-гигант)
/1 - первая копия

Серьёзной проблемой самостоятельной продажи может стать проблема пробного прослушивания, многие покупатели хотят удостовериться, что пластинка звучит хорошо, но в удалённом режиме покупок через сеть сделать это невозможно. При попытках самостоятельных продаж это тоже следует иметь в виду.

А если вы покупатель, меломан и ценитель виниловых сокровищ, вы и сами всё знаете, вероятно, лучше нас. Будем признательны за дополнения или поправки.

Старые пластинки в магазинчике творчества и винтажа: 7zr.ru


Ева Лапина, 2020


Следующая страница: Театральный буфет. Оборудование из нержавеющей стали

      • Главная   • Музыкальное фойе   • Культура XX века. Виниловые пластинки   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru