ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияЧетвертая симфонияСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Иоганнес Брамс

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ, ФА МАЖОР

СОЧ. 90 (1883)
I. Allegro con brio
II. Andante
III. Poco allegretto
IV. Allegro
Первое исполнение — 2 декабря 1883 г. в Вене
под упр. Г. Рихтера

Ганс Рихтер, выдающийся дирижер и горячий поклонник Брамса, назвал Третью симфонию «Героической». Но героика здесь особого склада. В ней нет всечеловеческой бетховенской грандиозности. Брамс повествует о борьбе человека, не похожего на монолитного героя музыки Бетховена. Он мужествен, но душевно более тонок и сложен. Ему свойственны сомнения, мятежные романтические порывы.

Однако начало первой части впечатляет именно душевной цельностью, ощущением торжественной силы. Мощно вздымающиеся 3 первых аккорда звучат как девиз, вызов, провозглашение воли к жизни. Им вдохновенно отвечает главная тема. Она величава, но внутренне конфликтна: быстро чередуются гигантские падения и подъемы, господствующая мажорная звучность часто и беспокойно осложняется минором. Побочная тема мгновенно переносит слушателя в иной мир. Прихотливый изящный вальс очаровывает уютом, лаской. Но безмятежная музыка постепенно мрачнеет. Нарастает грозное возбуждение. Может быть, близок страшный трагический взрыв? Нет, где-то на грани катастрофы музыка внезапно проясняется. Тихо, умиротворяюще поет валторна, предваряя триумфальное возвращение главной темы. В конце части воцаряется блаженный покой.

Музыка II части закрепляет и углубляет достигнутое душевное равновесие. Проникнутая благородным спокойствием, она течет широко и плавно. Но иногда являются грусть, жалоба, прорывается волнение. Элегические настроения находят «выход» в изумительной III части. Здесь — тихая печаль, улыбка сквозь слезы, затаенные вздохи. Мелодии исполнены безыскусственной, поистине гениальной красоты, Это одна из самых прекрасных и трепетных страниц мировой музыки. Но есть в этой музыке какая-то скрытность, невысказанность. С тем большим интересом ожидается последняя часть.

Зловеще холодный шепот главной темы финала предвещает драматические события. И вот они наступают. Разгорается неистовая схватка с судьбой. Слышатся горестные стенания, отважные призывы, героические возгласы. Но в самый острый момент борьбы, как это было в 1 части, буря утихает. Музыка озаряется благодатным, просветленным звучанием главной темы 1 части.


Следующая страница: Четвертая симфония

      • Начало   • Европейская классическая музыка   • Иоганнес Брамс   • Третья симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru