ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

ФРИДЕРИК ШОПЕН

(1810 — 1840)

Шопен! Нежный гений гармонии!
Ф. Лист

Любителям музыки близко и дорого имя Шопена — вдохновенного поэта фортепиано, одного из самых проникновенных лириков ХIХ в. Баллады, ноктюрны, мазурки, полонезы, скерцо, сонаты Шопена знакомы каждому с детства, входят в репертуар пианистов всех стран. Обаяние его музыки чрезвычайно велико. Она покоряет искренностью, эмоциональным богатством, очаровывает мелодической красотой, восхищает изяществом. С поразительно тонким проникновением в психику передает Шопен, казалось бы, едва уловимые, подчас с трудом переводимые на язык слов нюансы душевных движений. Свободно льющиеся мелодии, ажурные фигурации, жемчужные пассажи, мягкие гармонии — все пронизано лиризмом, согрето теплом человеческого сердца. Музыка Шопена, начиная с мазурок и кончая сонатами, концертами, напоена интонациями и ритмами народной польской музыки. Нежное искусство Шопена, расцветшее в годы борьбы Польши за самостоятельность, было своеобразным выражением ее гордого, свободолюбивого духа.

Это понял Шуман, сказавший, что «произведения Шопена — это пушки, прикрытые цветами». Шопен не был симфонистом. Все свои сокровенные думы и чувства он поверял фортепиано, заставив его звучать по-новому – лирически мягко и певуче, открыв в нем богатейшие возможности для «пения» на клавишах. Однако им написано два произведения, которые в известной степени принадлежат к области симфонической музыки. Это фортепианные концерты. Они созданы юным Шопеном на заре его артистической деятельности. С ними он выступил в Варшаве, ими покорил Вену и Париж. Концерты Шопена далеки от концертов Бетховена с их подлинно симфоническим размахом.

Это, скорее, лирические поэмы, где господствует поток чувств, то взволнованный, то спокойный и ласковый, изливающийся в бесконечных мелодиях, струящихся в бисерных пассажах. Фортепиано главенствует, в то время как оркестру отведена сравнительно скромная роль сопровождения. По классической традиции концерты открываются обширным оркестровым вступлением, излагающим экспозицию с ее обеими темами, которую затем, с некоторыми изменениями, повторяет солист. В ходе развития оркестр не раз «прерывает» пианиста, зато перед репризой в бурной каденции ему предоставляется возможность показать свои виртуозные способности.

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, МИ МИНОР

СОЧ. 11 (1830)
I. Allegro maestoso.
II. Romance. Larghetto.
III. Rondo. Vivace
Первое исполнение — в Варшаве, сентябрь 1830 г.,
солист автор

Концерт ми минор отличается зрелостью и глубиной чувства, разнообразной гаммой настроений. Развитие первой части протекает в ярких контрастных сопоставлениях. Решительное, мужественное начало, написанное в ритме полонеза, в котором звучат патетические интонации; чувствительная романсная лирика первой темы, возвышенно-поэтическая второй; бурная взволнованность виртуозной разработки; стремительное, блестящее заключение, — вот в кратких словах облик первой части. Вторую часть автор назвал романсом. Легко и свободно рисует свои узоры певучая мелодия, исполненная спокойной красоты и лирического обаяния. Финал — традиционное рондо. Написанное в ритме краковяка, оно виртуозно, пронизано живостью и темпераментом народного танца.

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ФА МИНОР

СОЧ. 21 (1830)
I. Maestoso.
II. Larghetto.
III. Allegro vivace
Первое исполнение — 4 марта 1830 г. в Варшаве,
солист автор

Концерт фа минор был написан первым, хотя значится как Второй. Характер первой части в целом взволнованный и страстный, хотя начинается она в спокойных, повествовательных тонах. Но едва вступает пианист, как обе темы — задумчивую первую и нежно-мечтательную вторую — обволакивают бурные виртуозные пассажи. Музыка наполняется беспокойством, становится порывистой. Один за другим следуют эмоциональные взлеты, завершающиеся виртуозной каденцией. После этого оркестр вновь вступает с изложением спокойной и уравновешенной главной темы, Однако в заключении восстанавливается эмоциональный напор средних разделов, подчеркивая основной образ части. Медленная часть — мечтательный ноктюрн. Лишь в середине состояние светлой задумчивости внезапно нарушают патетические речитативы, драматические возгласы, вслед за которыми музыка возвращается в русло тихой лирической созерцательности. Финал — блестящее allegro, в котором чередуются ритмы изящного вальса и бойкой мазурки.


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Гектор Берлиоз

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Фредерик Шопен   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru