ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонИтальянская симфонияШотландская симфонияРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН

(1808-7847)

Я твердо уверен в том, что Мендельсон — одно из наиболее выдающихся и великих дарований нашей эпохи.
Г. Берлиоз

«Моцарт девятнадцатого столетия» — так назвал Феликса Мендельсона-Бартольди ero соотечественник, великий немецкий композитор Шуман. Для такого сравнения есть веские основания: и необыкновенно ранний расцвет таланта, и редкий мелодический дар и, главное, характер творчества — светлый, гармонически ясный. В этом смысле Мендельсон — классик среди романтиков. Всю жизнь он преклонялся перед искусством Генделя и Баха, Моцарта и Бетховена, черпая в нем идеалы человечности, высокой содержательности, художественной красоты. Мендельсон умел сочетать серьезное и доступное. Он широко использовал национальный поэтический фольклор, новую отечественную поэзию, сюжеты мировой литературы, опираясь на музыкальные жанры, издавна полюбившиеся народу. Мендельсону чужда героика, ему несвойственны психологизм или острая драматическая конфликтность, Он прежде всего лирик, подкупающий искренностью тона, целомудренностью чувств, совершенством уравновешенных отточенных форм.

В симфоническом творчестве Мендельсона много or традиций лирико-песенного симфонизма Шуберта. Его симфонии, программные увертюры и концерты запечатлели то элегические, то просветленно-мечтательные состояния души художника-романтика, поэтические картины природы и народного быта. Мендельсон создал первые образцы пейзажной романтической симфонии. Он утвердил как самостоятельный жанр концертную программную увертюру. Тонкий колорит, богатство красочных оттенков отличают партитуры Мендельсона. Оркестровая ткань — гибкая и легкая, особенно в излюбленных композитором фантастических или воздушно-скерцозных эпизодах.

Итальянская симфония  
Замысел этой симфонии возник в 1830 — 1831 гг., когда Мендельсон путешествовал по Италии. Многие романтические художники отдали дань этой стране, воспринимая ее как «музей Ренессанса» или край «разбойничьей романтики» . Мендельсон увидел ее по-своему. Италия предстала перед ним в ее живом народном искусстве, в неповторимо певучих мелодиях песен, в залитых солнцем пейзажах.

Шотландская симфония  
В 1829 г. Мендельсон путешествовал по Шотландии. Северная природа, предания старины, своеобразие жизненного уклада — все это захватило воображение 20-летнего композитора. Особенно сильное впечатление произвели на него развалины замка королевы Марии Стюарт, лишенной престола и казненной ее соперницей Елизаветой.

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ», МУЗЫКА К КОМЕДИИ ШЕКСПИРА

Комедия Шекспира привлекла Мендельсона прежде всего чертами сказочной фантастики. Музыка создавалась как бы в два приема. Вначале, в 1826 г. возникла увертюра. Это было первое понастоящему зрелое сочинение 17-летнего композитора. Оно поразило современников свежестью и новизной, блеском оркестровых красок. В музыке господствует образ эльфов — сказочных обитателей лесов, олицетворяющих благодатные силы природы. Этот образ передан волшебным стремительным шелестом струнных. Ярким контрастом звучат ликующие взрывы свадебного веселья; лирической грацией пленяет тема любви, внезапно сменяемая мелодией неуклюжей пляски мастеровых. И снова — неутомимый, трепетный бег струнных...

Остальные музыкальные номера были написаны через 16 лет, в 1842 г. В симфонических концертах особенно часто исполняется антракт ко II действию, в котором на сцене появляются эльфы. Фантастический мир легкокрылых существ обрисован воздушным скерцо, которое проносится на одном дыхании в призрачных узорах деревянных и струнных.

В знаменитом Свадебном марше из V действия оркестр впервые выступает в полном составе. Он звучит с упоительной мощью и блеском — словно яркий свет дня ворвался в ночную романтику сказки...

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, МИ МИНОР

СОЧ. 64 (1844)
I. Allegro molto appassionato.
II. Andante.
III. Allegretto non troppo
Первое исполнение — 13 марта 1845 г. в Лейпциге
Солист Ф. Давид

Скрипичный концерт Мендельсона может быть поставлен рядом с гениальными концертами Бетховена, Брамса, Чайковского. Это одно из последних и наиболее вдохновенных сочинений композитора. Здесь достиг он высот благородной патетики. Музыка захватывает романтической пылкостью, лирико-драматическим пафосом, изумительной красотой пластичных мелодий.

Необычно начинается концерт — без оркестрового вступления, трепетным пением солирующей скрипки. Нельзя не поддаться обаянию этой музыки, не откликнуться на искренние порывы романтической души, исполненные то трогательной мольбы или укора, то горячей, мятежной страстности. Напряженные поиски приводят к побочной теме — образу чистой, прекрасной мечты. Он надолго заслоняет волнения главной темы, но вот они с новой силой напоминают о себе...

Конфликт, вспыхнувший в первой части, не находит развития в дальнейшем. Музыка не возвращается к драматическим образам: II часть погружается в светлый мир покоя, радости, любви. Лишь краткий переход к IП части звучит отголоском минувших тревог. Но они без остатка растворяются в музыке финала — по-весеннему свежей, по-юношески задорной, полной нерастраченных жизненных сил.


Симфонические сочинения:
•  Первая симфония (1824), Реформационная симфония (1832), Итальянская симфония (1833), Шотландская симфония (1842);
•  Увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826), «Морская тишь и счастливое плавание» (1828), «Гебриды» (1832), «Прекрасная Мелузина» (1833), «Рюи Блаз» (1839) и др.;
•  2 концерта для фортепиано с оркестром (1831, 1837),
•  Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром,
•  Блестящее рондо для фортепиано с оркестром (1834),
•  Серенада и Allegro giocoso для ф-п. с оркестром (1838),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1844).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Начало   • Европейская классическая музыка   • Феликс Мендельсон   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru